Одним из важнейших направлений внутренней политики российского государства является антикоррупционная деятельность, под которой понимается комплекс мер организационного, политического, правового, экономического, социального характера, направленных на предупреждение, минимизацию и устранение негативных последствий коррупции во всех сферах внутригосударственной жизни.
Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность уполномоченных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативных правовых актах и в их проектах норм, которые содержат коррупциогенные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов.
Важным для обеспечения результативности проводимой антикоррупционной экспертизы является принцип взаимодействия территориальных органов Минюста России с органами государственной власти, выступающими субъектами правотворческой деятельности, органами прокуратуры, органами местного самоуправления, а также представителями гражданского общества в лице независимых экспертов, уполномоченных осуществлять антикоррупционную экспертизу.
В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере антикоррупционной экспертизы, являются Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", которым установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы, и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения такой экспертизы.
Принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы;
- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу;
- сотрудничество с институтами гражданского общества.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов возложено на прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, органы, организации, их должностные лица.
Кроме того, в целях реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления граждане и организации вправе проводить независимую антикоррупционную экспертизу. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами – физическими и юридическими лицами.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
- в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
- в заключении, составляемом по итогам антикоррупционной экспертизы, - при проведении указанной экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении уполномоченного органа должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение носит рекомендательный характер, однако, подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.
В случае согласия с доводами, изложенными в заключении, орган государственной власти готовит соответствующий проект нормативного правового акта, направленный на устранение выявленных коррупциогенных факторов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в современном российском государстве является предупредительным инструментом в системе антикоррупционных мер, который способствует повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка.