Практика использования админ. обследования
С недавнего времени в арсенале государственных земельных инспекторов поя-вился новый инструмент для выявления и обнаружения нарушений земельного законода-тельства Российской Федерации – административное обследование. Право на осуществление административного обследования объектов земельных отношений предоставлено госземинспекторам статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации
Административное обследование проводится в рамках систематического наблю-дения за исполнением требований земельного законодательства и является сбором и ана-лизом информации, сведений из официальных информационных источников.
Главной особенностью административного обследования является то, что оно, в отличие от плановых и внеплановых проверок, осуществляется без взаимодействия ин-спектора с правообладателем объектов земельных отношений и доступа указанных долж-ностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. На практике это означает, что непосредственное обследование земельного участка на местности проводится госу-дарственным инспектором путём визуального осмотра участка с внешней стороны без пересечения его границ и установленного ограждения и проникновения на территорию. Таким образом, вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемого лица не происходит.
Законодательством предусмотрено, что государственный инспектор может начать административное обследование, не согласовывая его в органах прокуратуры и не изве-щая правообладателя. При этом административное обследование может быть осуществле-но в отношении земельных участков, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам.
Результаты административного обследования оформляются актом администра-тивного обследования объекта земельных отношений (в случае выявления признаков на-рушений земельного законодательства, по которым предусмотрена административная и иная ответственность) либо, в случае отсутствия по итогам проведения административно-го обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законо-дательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.
Результаты административного обследования учитываются при составлении еже-годных планов проведения плановых проверок, а выявленные в ходе обследования при-знаки нарушений требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, следующее административное обследование данного объекта земельных отношений может быть произведено не ранее, чем через 2 года. Правообладатель объекта земельных отношений, не может быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства в течение следующих 3 лет с момента проведения административного обследования объекта земельных отношений, если по результатам такого обследования не установлено в отношение него признаков нарушений земельного законодательства.
Результаты административного обследования, осуществлённого госземинспекто-рами Управления Росреестра по Саратовской области, подлежат опубликованию на офи-циальном сайте Росреестра www. rosreestr.ru в течение 10 рабочих дней со дня утвержде-ния акта административного обследования.
В целях административного обследования используются данные различных гео-информационных систем. Для реализации этой задачи Управлением Росреестра совместно с филиалом Кадастровой палаты по Саратовской области разработана и успешно функционирует схема взаимодействия по обмену информацией, что привело к значительному увеличению числа выявленных нарушений.
Так, например, такие распространенные земельные правонарушения, как неис-пользование земельного участка для строительства или самовольное занятие части земель общего пользования при использовании земельного участка, легко установить, наложив для сопоставления космическую съемку и ортофотопланы на кадастровую карту. Стоит отметить, что самовольное занятие земельного участка или неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, влечет админи-стративную ответственность (в последнем случае также существуют риски утраты права на земельный участок).
Инспекторами Управления Росреестра по Саратовской области активно применя-ется административное обследование земельных участков при осуществлении государст-венного земельного надзора. Так, за 2016 год проведено 2 116 административных обсле-дований (для сравнения в 2015 году – 652). По результатам проведенных административных обследований было назначено 1346 внеплановых проверки и, в конечном итоге, подтверждено 1207 нарушений.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что применение административно-го обследования земельных участков существенным образом сказывается на эффективно-сти осуществления государственного земельного надзора, поскольку оно позволяет опре-делить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до начала прове-дения проверки в отношении того или иного лица и тем самым исключить необоснован-ную проверку в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.
Пресс-служба Росреестра по Саратовской области