Градостроительная деятельность
Городская застройка вытянута с севера на юг на 4,5 км и с запада на восток на 5,5 км. Железнодорожная магистраль Москва-Саратов делит город две части: северную Завокзальную
(Залинейную) и Центральную. Долина реки Аткары выделяет третью часть – южную Заречную.
Таким образом, территория города разделена на три планировочных района: Завокзальный, Центральный и Заречный Завокзальный планировочный район занимает площадь 868,3 га территории. Район застроен преимущественно одноэтажными жилыми дома приусадебного типа. В западной и центральной части района размещаются кварталы смешанной застройки 2-3-х и 5-ти этажных зданий. Северную часть района занимают промышленные и коммунально-складские территории (полигон ТБО, "Контактор", "Энергокомплект", РТС "Нива" и др.). Также промышленно-складские территории примыкают к железной дороге (Элеватор, МЭЗ, Нефтебаза и др.). Территориальные возможности роста района в значительной мере лимитированы. На севере находятся земли запасного аэродрома (бывший ДОСААФ), на востоке район ограничен железнодорожной линией Аткарск-Вольск и поймой р. Медведицы, на западе находится территория Аткарского питомника декоративных культур. Стоит отметить, что два жилых района являются
эксклавами("Вольский тупик" и "Питомник декоративных культур"), прилегают к Завокзальному планировочному району и входят в его состав Центральный планировочный район занимает площадь 559,6 га и включает в себя основную часть жилой застройки города. В ретроспективном
периоде данная часть города была преимущественно одноэтажной. Однако в последние десятилетия XX века район в значительной мере изменился, здесь возведен ряд административных и общественных зданий, реконструирована жилая застройка – за счет сноса малоценного одноэтаж
ного фонда, построены 5-ти этажные жилые здания. Развитие района продолжается за счет ввода индивидуальных жилых зданий (1-2-х этажной). Возможность территориального развития прежде всего связана с освоением территорий на востоке района (район восточнее Кирпичного
завода). Также необходима реорганизация жилых территорий прилегающих к р. Аткара, так как они находятся в прибрежной полосе, водоохраной зоне и зоне затопления р. Аткары. Развитие района в северной части ограничено железной дорогой, с юга и запада- поймой реки Аткара. Заречный планировочный район занимает площадь 759,0 га и включает в себя два территориальных эксклава (район Дома Престарелых и район ул. Южной). Район главным образом застроен одноэтажными домами с приусадебными участками. Территориально район имеет значительные резервы роста в западном, южном и юго-западном направлениях и ограничен в северном и северо-восточном направлениях. При этом, район имеет значительные внутренние планировочные ограничения (
зона затопления, зона неблагоприятных для строительства территорий (овраги, балки), водоохранная зона, прибрежная полоса). Общая площадь планировочных районов составляет 2186,9 га.Территория Завокзального и Центрального планировочных районов имеет общий уклон местности с севера на юг. Падение рельефа здесь идет от отметки 214 м до 190 м абс. высоты в северной части, 184-156 м абс. высоты в западной части у питомника, 190-185 м абс. высоты
в центральной части у железной дороги, далее на юг 170-165 м абс. высоты. В южной части у р.
Аткары уменьшение отметок ещё более значительное – 150-145 м абс. высоты.
Городская территория значительно изрезана оврагами, спускающимися к р. Аткаре. Наиболее значительный и разветвленный из них овраг "Дегтярный", рассекающий юго-западную часть Завокзального жилого района. Производственные и коммунально-складские территории
по территории города размещаются бессистемно и часто в нарушение санитарных требований размещены в соседстве с жилыми кварталами. Основные промышленные предприятия и складские территории тяготеют к железной дороге и имеют свои подъездные пути (З-д "Ударник", СПМС-
335, ПМС – 282, Вагонное Дэпо, Аткарский МЭЗ, и др.) Ряд промышленно-складских территорий сосредоточены в северной части города (РТС "Нива", ЗАО "АткарскТранДорСтрой" и др.)., восточной (Молокозавод, Кирпичный завод, ФГУП Консервный завод) и южной части города (Кирпичный завод ПСК "Аткарсксельстрой", карьер) и центральной части города (Аткарская
швейная фабрика "Элит") Таким образом, промышленные и коммунально-складские территории
размещены хаотично и бессистемно. Единого, организованного промышленного района город не имеет Сетка улиц жилых кварталов центрального и завокзального районов имеет правильную линейную (решетчато-гнездовую) структуру, разбитую в перпендикулярном направлении с севера на юг и востока на запад. В заречной части города, сетка улиц несколько искажена и имеет привязку к р.
Аткара, однако в целом также имеет прямолинейную форму. Кварталы жилой застройки имеют самые разные размерыот 4-5 га до 1,0 га и меньше.