Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества.
Вот уже третий год подряд в МБОУ "Усть-Пристанская СОШ" проводится флешмоб в поддержку детей-инвалидов. Все учащиеся школы танцуют под песню Дмитрия Билана "Не молчи". Эта композиция стала визитной карточкой благотворительного фонда "Обнаженные сердца". На данное мероприятие меня пригласила педагог-психолог Усть-Пристанской школы, М.В. Глазунова:
-Марина Владимировна, какова цель акции?
-Посыл этого флешмоба таков: не нужно молчать о проблеме, мы всегда поддержим, ведь мы рядом и готовы протянуть руку помощи. Рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями здоровья. Им особенно важна наша помощь. Давайте будем внимательней к ним, уважать их личное достоинство. Этим, уже ставшим традиционным для нашей школы флешмобом, мы подаем бесценный пример детям, воспитывая в них толерантность и человечность.
- Сколько детей с ОВЗ обучаются в школе на данный момент? Как реализуется поддержка детей с ОВЗ?
- В 2017-2018 учебном году в Усть-Пристанский школе обучаются 24 ребенка с ОВЗ, из них 13 детей-инвалидов. На каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальная программа сопровождения. Такое сопровождение состоит из нескольких блоков: работа классного руководителя, учителей, психолога, родительский лекторий. В школе функционирует базовый кабинет психологической помощи, который включает в себя работу сенсорной комнаты и комнаты коррекционной гимнастики. С 2015 года в школе реализуется долгосрочная целевая программа "Доступная среда", которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
- Что дает реализация программы детям-инвалидам?
- Программа "Доступная среда" предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров "Доступной среды" – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей школе смонтированы широкие входные двери, пандусы, санитарно-гигиенические помещения, специальная мебель (кресла, столы), техника, оборудована сенсорная комната.
- Для чего предназначена эта комната? Какие занятия можно в ней проводить?
- Ребята очень любят посещать этот кабинет. Дети с ОВЗ отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью. Безусловно, сенсорная комната позволяет ребенку успокоиться, направить свою энергию в нужное русло. Так, например, сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шарами даст возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. В бассейне можно двигаться, "плавать" в шарах. Такие действия способствуют развитию координации, движения в пространстве. Над бассейном у нас расположено панно "Звездное небо", которое служит для стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию зрительной координации. Слуховую стимуляцию дает воздушно-пузырьковая колонна, которая мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, ребенок почувствует мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства.
Одно из любимейших упражнений для ребят – это плетение кос из звездного волокна. Дети садятся рядом с этим прибором, перебирают волокна, заплетают косы, общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.
-А есть ли какие-то конкретные упражнения для детей с определенным диагнозом?
- Да, безусловно. У каждого ребенка свой индивидуальный маршрут психологического сопровождения. Например, для детей с синдромом Дауна характерен некоторый разлад в обработке сенсорных сигналов. Для улучшения сенсорики и сенсорной интеграции и для снятия стресса им показана песочная терапия и работа с конструктором ПЕРТРА. Для детей с ДЦП в нашей школе оборудована комната коррекционной гимнастики.
- Эту комнату можно назвать мини-спортивным залом?
- Учителя физкультуры проводят в этой комнате свои занятия с детьми-инвалидами. При определенном диагнозе (ДЦП, например) лечебная гимнастика позволяет производить общеукрепляющее и оздоровительное действие на организм, что помогает восстановить его работоспособность. Многие упражнения, проводимые в комнате коррекционной гимнастики, направлены на развитие координации. Набор поливалентных матов применяется для развития и коррекции двигательных умений и навыков обучающихся. Детская полоса препятствий применяется для объемного моделирования, конструирования различных сооружений в зависимости от целей занятий. Все здесь, включая мини-батут, развивает подвижность всех групп мышц, общую моторику, координацию движений, равновесие, ловкость.
-Не секрет, что у детей-инвалидов возникают проблемы с общением. Как решают эту проблему в нашей школе?
- В социальном поведении "особенного ребенка" психологические барьеры представлены барьерами общения, которые зачастую мешают устанавливать нормальные контакты в межличностном взаимодействии. Это касается в первую очередь детей, у которых сам диагноз предполагает проблемы коммуникации (аутизм, речевые дефекты). Во-первых, в нашей школе функционирует инклюзивное образование, которое в принципе решает коммуникационные трудности, поскольку ребенок постоянно находится в школьном коллективе. Во-вторых, хочется отметить то, что у нас в школе есть ребята, для которых необходимо индивидуальное обучение, но при этом они могут посещать некоторые занятия со своим классом, они также посещают все школьные и классные мероприятия. Нельзя допускать того, чтобы ребенок замыкался в себе, обязательно должно быть живое общение.
-Сегодня вы пригласили нас на флешмоб, посвященный инвалидам? А какие еще мероприятия для особых детей у вас проводятся?
-В рамках школьного социального проекта "Психологическая помощь" старшеклассники проводят традиционные новогодние мастерские. Две недели назад в школе открылся сезон " Сказочной гостиной". Сказки для ребят читает волшебная фея, учащаяся 11 класса, Наталья Белоусова. Наташа, кстати, приняла участие в краевом конкурсе сочинений "Особенный ребенок в обществе". Она посвятила свою статью талантливому мальчику с непростым диагнозом.
- Ведь, действительно, среди ребят с ОВЗ есть творческие и талантливые личности?!
- Учитель изобразительного искусства и МХК, Маргарита Владимировна Маслина, постоянно устраивает тематические выставки работ детей с ОВЗ. В этих работах ощущается необычное, трепетное отношение к миру. Такие дети через боль, через "не могу", через тернии, через трудности достигают своего успеха, иногда даже лучшего, чем здоровые. У них есть к чему стремиться, они тоже хотят быть, они тоже хотят состояться.
- Марина Владимировна, как Вы считаете, что и кто может помочь ребенку с ОВЗ реализоваться?
- Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И одна из главных ролей в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, "провожатому", "ведущему". Но нельзя умалять роли родителей и семьи. Там, где крепкое плечо, порядок в семье, там и дети достигают значимых результатов.