Независимые оценки качества, как отображение реальной картины образования района
Елена Морозова, директор Новобиинской школы:
"Победа в конкурсе за звание "Школа года" среди средних общеобразовательных школ для меня несколько неожиданна, но поскольку было вложено столько личных сил, столько усилий всего педагогического коллектива, это не должно было остаться незамеченным. Я очень рада нашему успеху. Будут ли новые победы? Думаю, что да. Продвижению вперед нет предела. Если поддерживает коллектив, если есть искорка в глазах коллег, можно достичь многого.
- Какой он, коллектив Большеволковской школы?
- Творческий, трудолюбивый, омолодившийся, - говорит с гордостью за своих коллег директор Валентина Матвеева.
Такому коллективу по силам большие задачи. Неудивительно, что школа в числе лучших по результатам ЕГЭ – выпускники Большеволковской, Водзимонской и Новобиинской школ в этом году имеют наибольшее количество результатов ЕГЭ со средним баллом выше среднего по району.
- Из чего складывается успех на ЕГЭ? - спрашиваю учителя Марину Агафонову.
- От самого ученика многое зависит, как он подходит к этому, - отвечает скромно Марина Анатольевна, которая каждый год готовит высокобальников. Ее ученик Максим Пермяков в прошлом году впервые в районе за ЕГЭ по русскому языку получил 100 баллов. В этом году Софья Князева набрала 96 баллов. Победителю межрегиональной олимпиады по удмуртскому языку, отличнице, ей предоставлено было сказать ответное слово на торжественной церемонии вручения медалей "За особые успехи в учении" в резиденции Главы Удмуртии. Софья сказала блистательную речь на родном языке, тем самым прославив школу, своих учителей.
В этом коллективе работает учителем географии Вера Галкина. Под ее руководством несколько лет назад Максим Пермяков становился лучшим и в республиканском этапе олимпиады по географии. На нынешней августовской конференции зал аплодировал Вере Афанасьевне – все высокобальники по географии за годы проведения ЕГЭ – ее ученики.
Пожелаем творческому коллективу дальнейших успехов новых педагогических идей.
Маргарита Баязитова, детский сад "Березка" с.Вавож:
"Новый учебный год для меня будет интересным и, наверное, нелегким. Должность старшего воспитателя включает себя круг обязанностей, которыми раньше не приходилось заниматься. Есть сомнение: все ли получится у меня на новом месте? Надеюсь на поддержку Ольги Валерьевны, которая заступила на должность заведующей садом. Ну и сама буду стараться, есть уже некоторый опыт, работаю в детском саду с 2008 года"
Ольга Кузнецова, учитель Водзимонской школы:
"Моя энергия в наступающем учебном году будет направлена на самых маленьких учащихся школы – я беру первый класс. После десяти лет работы в должности директора средней школы роль учителя начальной школы для меня будет немного непривычной, но, думаю, все будет хорошо. С любопытством и некоторым страхом, как и мои будущие ученики, жду нашу с ними встречу.
Разница педагогического стажа у них двадцать лет. Галина Петрова работает учителем начальных классов в Волипельгинской школе 26 лет, у Татьяны Загуменовой – наступающий учебный год седьмой.
"Ждем не дождемся этих пытливых взглядов, которые нас радуют, умиляют. Настроение замечательное, бодрое. Отдохнули, набрались сил, окрылены, настроены на работу", - рассказала, воодушевленная получением высокой награды – Почетной грамоты Госсовета УР, Галина Александровна. "Это мой любимый возраст детей", - говорит про начальные классы. 15 мальчишек и девчонок ждут ее появления у доски 1 сентября – самый большой класс в начальной школе. Каждому из них она постарается дать качественные знания, воспитывать в них главные человеческие ценности.
Дать своим ученикам прочные знания, привить хорошие черты будет стремиться и Татьяна Загуменова. У Татьяны Владимировны это получается, подтверждение этому – награждение на августовской конференции Почетной грамотой управления народного образования Вавожского района. Волипельгинская школа для Татьяны Владимировны – родная. Несмотря на непростую судьбу малой родины, она не собирается уезжать. У нее прекрасная крепкая семья, у мужа – фермерское хозяйство, построили добротный дом, вместе строят планы на будущее.
- В коллективе у нас взаимопонимание, всегда помогаем друг другу. У опытных коллег нет от нас секретов, с каким бы вопросом не подходи, несомненно, выручат, - рассказывает о слагаемых своего успеха Татьяна Владимировна. В такой обстановке педагогу не страшно ставить перед собой большие задачи и уверенно идти к ним. Полетов творческих идей вам!
"Доклад нынче нетрадиционный, не обзорный, который охватывал бы все направления. В этот раз мы подробнее поговорим о независимой оценке качества образования", - сказал, начиная выступление на августовской конференции педагогов, начальник управления образования Анатолий Тарасов.
Единый государственный экзамен – наиболее отработанный механизм оценки достижений обучающихся на выходе из школы, результаты ЕГЭ характеризуются высокой объективностью и сопоставимостью. Короткую информацию о результатах ЕГЭ нынешних выпускников мы давали на страницах "Авангарда". По результатам последних лет были приведены следующие данные: за девять лет средний балл по русскому языку всегда был выше среднего значения по республике. Выше республиканских были результаты: по математике и истории – 5 раз из 9, по географии – 6 раз из 9, по химии – 3 раза из 9 и ни разу не было таких результатов ЕГЭ по физике и информатике. Выпускники последниих пяти лет получили 81 "высокобалльный" результат. 80% от всех "высокобалльных" результатов – по русскому языку, далее обществознание, биология, география. В то же время с 2013 года резко увеличилось количество выпускников с неудовлетворительными результатами по предметам по выбору.
Результаты ГИА (сосударственной итоговой аттестации) выпускников 9 классов в форме ОГЭ претендуют на меньшую объективность, тем не менее ОГЭ является главной процедурой оценки достижений учащихся основной школы. Успешно прошел аттестацию и получил аттестат об основном общем образовании 201 выпускник. Один выпускник Какможской школы не преодолел минимальный порог по трем предметам и выпущен со справкой. Проанализировав показатели качества знаний и среднего балла по обязательным предметам, можно сделать вывод, что результатов выше районных показателей, как качества знаний, так и среднего балла по русскому языку, достигли Вавожская, Большеволковская, Нюрдор-Котьинская школы, по математике – Вавожская и Новобиинская школы. Недостаточный уровень качества знаний по математике и русскому языку, а также невысокий средний балл по этим же предметам показали Зямбайгуртская, Тыловыл-Пельгинская, Большеможгинская школы. По предметам по выбору таких результатов в 2017 году не достигла ни одна школа района. Однако необходимо отметить достаточно неплохой уровень подготовки у учащихся Вавожской, Нюрдор-Котьинской, Большеволковской школ.
В 2017 году проведены Всероссийские проверочные работы в четвертых, пятых и 11-х классах. По результатам ВПР в четвертых классах по всем трём предметам – русскому языку, математике и окружающему миру высокие результаты продемонстрировали учащиеся Зямбайгуртской, Какможской, Вавожской, Нюрдор-Котьинской школ.
В пятых классах наиболее успешные результаты продемонстрировали: по русскому языку учащиеся Зямбайгуртской, Брызгаловской и Нюрдор-Котьинской школ, по математике – Нюрдор-Котьинской, Большеволковской, Зямбайгуртской и Большеможгинской школ, по истории – Водзимонской, Каменноключинской, Тыловыл-Пельгинской и Вавожской школ, биологии – Большеволковской, Нюрдор-Котьинской, Зямбайгуртской, и Брызгаловской школ.
В 11 классах по всем пяти предметам средний процент выполнения составил ниже среднего по УР и РФ, по географии, физике, химии и биологии максимальное количество баллов не набрал ни один участник. И только по истории два учащихся Гурезь-Пудгинской школы набрали наивысший балл.
НОКО (независимая оценка качества образовательной деятельности) осуществляется по четырем группам показателей, определенных приказом минобрнауки России. В 2015-2017 годах независимую оценку качества прошли все образовательные учреждения нашего района.
"Комфортность условий образовательной деятельности" – наиболее проблемный показатель, результат по нему преимущественно около 60%. Родителей вполне удовлетворяют условия безопасности, качество питания в образовательных учреждениях, но значительно ниже они оценивают уровень индивидуальной работы с детьми, дополнительное образование в школах и детских садах, вовлеченность детей в творческую деятельность и мероприятия различного уровня. Низко оцениваются условия для оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, что обусловлено отсутствием в учреждениях специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов).
В группе показателей "Доброжелательность, вежливость, компетентность работников" все оценки достаточно высокие, более 90% родителей не имеют претензий к персоналу образовательных учреждений. Показатель общей удовлетворенности родителей качеством оказания образовательных услуг по разным учреждениям колеблется от 60 до 97 %. Показатель общей удовлетворенности родителей качеством оказания образовательных услуг во всех 11 дошкольных образовательных учреждениях колеблется от 95 до 100%. В семи учреждениях данный показатель составляет 100% и четырех – выше 95%.
В 2014 году министерство образования и науки УР запустил пилотный проект по составлению республиканского рейтинга школ республики, который планируется проводить раз в три года. По данным за 2014 год среди более 600 школ УР наиболее высокие позиции заняли школы нашего района: Зямбайгуртская (100 место), Нюрдор-Котьинская (129 место), Новобиинская (131 место). Наиболее низкие места в рейтинге у Большеможгинской (609 место), Ожгинской (537 место), Уе-Докьинской (526 место) школ.
Рейтинг образовательных учреждений Вавожского района проводится с 2013 года. Показатели рейтинга охватывают те направления деятельности, которые обеспечивают или отражают качество образовательной деятельности и результатов работы ОУ. Три верхние строчки рейтинга за эти пять лет чаще всего занимали такие школы, как: Вавожская, Брызгаловская, Новобиинская, Водзимонская, Гурезь-Пудгинская, Волипельгинская, Каменноключинская и такие детские сады как: "Улыбка" с.Вавож, "Березка" с.Вавож, "Тополек" с.Какмож, "Солнышко" д.Большое Волково. Исследования, названные выше нужны для того, отметил докладчик, чтобы понимать реальную картину в системе образования, при этом их результаты должны всесторонне обсуждаться в профессиональном сообществе и корректно использоваться в работе по повышению качества образования.
Выступления в прениях также были посвящены оценке качества образования. О внутренней оценке качества образования в своих образовательных учреждениях рассказали руководители образовательных учреждений Елена Морозова (Новобиинская школа) и Ольга Федорова (д/с "Журавушка" с.Вавож), потребности родителей в независимой оценке качества – Татьяна Соловьева. Директор Какможской школы Алексей Шулаков рассказал об участии школы в региональном проекте "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях".
Участников августовской конференции с новым учебным годом поздравил глава района Николай Чайников. Председатель Совета депутатов Александр Шишкин акцентировал внимание на воспитательной функции образовательных учреждений, назвав детский сад и школу основополагающими структурами, помогающими воспитывать достойных граждан страны. Несмотря на то, что кроме обучения и воспитания, учителя вынуждены заполнять много всевозможных бумаг, подчеркнул Александр Александрович, они становятся вторыми мамами и папами для своих учеников. Посочувствовали загруженности педагогов отчетами и другими бумагами депутаты Госсовета Александр Любимов, Андрей Ураськин и Владимир Красильников, присоединившиеся к поздравлениям. Замечательным праздником для педагогов, когда он получает массу положительных эмоций в виде улыбок детей, назвала 1 сентября Светлана Саламатова, начальник сектора безопасности министерства образования и науки УР, которая в очередной раз поблагодарила руководство района, управление образования, педагогов за качественную подготовку школ и детских садов к учебному году. Группа работников отрасли образования в этот день была поощрена наградами разного достоинства, стали известны итоги проводимых конкурсов.