Екатерина Сулимова: "Если не получать удовольствия от своей работы, то и полной радости в жизни нет".
Выпускники школ района за последние пять лет на ЕГЭ получили 81 высокобалльный результат. 31 из них – это ученики учителя русского языка Вавожской школы Екатерины Сулимовой.
Как сделать так, чтобы ребята полюбили твой предмет, и как самой не разочароваться в работе? Об этом и о многом другом мы беседовали с Екатериной Николаевной в преддверии Дня учителя.
- Екатерина Николаевна, как добиться, чтобы выпускники регулярно показывали хорошие знания на экзаменах?
- Желание ребенка – первостепенно. При желании и постоянной подготовке даже не самый сильный ученик может сдать ЕГЭ на достаточно хорошем уровне. Контроль родителей за дополнительной подготовкой ребёнка (а хороший результат на ЕГЭ – это не только уроки, но и дополнительные самостоятельные занятия) также играет немаловажную роль. Всегда рада ответить на вопросы детей, которые у них возникают в ходе подготовки. В своей практике использую мониторинг. Результаты выполненных тестов и сочинений ребята вносят в диагностическую карту, которая позволяет выявить их пробелы в подготовке. И после этого уже работаем над устранением допущенных ошибок.
Результаты ЕГЭ по русскому языку нужны при поступлении в любой вуз. Очень часто ребята проговаривают, что достаточно набрать, скажем, 60 баллов. И таких детей приходится переубеждать и объяснять им, что высокие баллы по русскому языку могут позволить им набрать достаточное количество баллов для поступления, потому что часто по профильным предметам ребята не набирают нужное количество баллов.
Ежегодно республика показывает хорошие результаты по русскому языку, поэтому тексты для сочинения усложняют. И этот год, пожалуй, не исключение, потому что тексты были не публицистические, а художественные, которые анализировать всегда сложнее. Несмотря на это, в этом году шестеро из восемнадцати моих учащихся вошли в число высокобалльников.
Свой опыт работы по подготовке к ЕГЭ я представила на международной конференции "Язык и литература в научном диалоге" в 2016 году. По итогам конференции был выпущен сборник, в который вошла моя статья "Инновационные подходы к подготовке учащихся к ЕГЭ". Также в июне 2017 года я выступила с докладом на VI Республиканских педагогических чтениях "Учитель вчера, сегодня, завтра".
- Показатель работы учителя – это не только результаты ЕГЭ, но и личные, и ученические победы и успехи в различных конкурсах. Чем можете похвастаться?
- За последние два года я участвовала в III Всероссийском конкурсе педагогических научно-исследовательских, научно-практических и научно-методических работ им.Михеева И.С., во Всероссийском фестивале педагогического творчества, в Республиканском конкурсе для учителей русского языка и литературы "Лучший дидактический материал к уроку". Являюсь номинантом Всероссийского конкурса на лучшую публикацию в сфере образования.
Мои ученики в 2016 году стали победителями и призерами Международного конкурса "Молодежное движение", победителями конкурса сочинений в рамках гражданско-патриотической акции "Во славу Отечества", призерами XII Республиканской конференции школьников "Лишь слову жизнь дана…". Участвовали в Республиканском конкурсе буктрейлеров "Легенды fantasy-мира", во Всероссийском конкурсе письма "Я хочу в "Артек", в Открытой международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов "Образование. Наука. Профессия", в Международном литературном конкурсе "Купель" по произведениям А.Костюнина, в районном конкурсе "Зеленая планета".
В 2017 году ребята стали победителями и призерами районных конкурсов "Моя будущая профессия", "Рождественские истории", "Во славу Отечества", конкурса ко Дню Победы "Никто не забыт, ничто не забыто", Всероссийского конкурса сочинений.
- Один умный человек сказал: "Вроде "спасибо" и "прости" из кармана не вытаскивать, а все равно не дождешься". Часто ли благодарят Вас выпускники?
- Бывает (улыбается – авт.). Многие говорят "спасибо" не только за баллы на экзамене, но и просто за полученные знания, за мою работу. Всегда приятно слышать хорошие слова. Значит, мои труды не напрасны.
- Классное руководство мешает или помогает Вам в работе?
- С классом другие отношения, более близкие. Нынешний мой класс мне очень нравится тем, что ребята спокойные, любознательные, всегда откликаются на любые просьбы. Мы любим путешествовать. Каждый год обязательно куда-нибудь ездим: в пятом классе были в Казани, в шестом – на родине Деда Мороза, в седьмом – в Перми и Кунгурских пещерах, в восьмом – в Москве. Эти поездки ребят сплачивают. Да и с родителями мне всегда везло. Они всегда были и остаются моей поддержкой в учебно-воспитательной работе.
- Назовите трех китов, на которых держится авторитет учителя.
- Любовь, любовь и еще раз любовь. Любить детей, любить свою работу, любить и уважать родителей своих учеников и коллег.
У меня нет любимчиков среди детей. Я люблю и уважаю всех. Любой, даже самый неуспешный ученик, учит чему-то. Стараюсь учитывать способности, особенности характера учеников, выстраивать определённую стратегию, чтобы каждый ребёнок мог стать успешным. Пытаюсь донести до них мысль о том, что надо учиться и трудиться, чтобы достичь высот в жизни. Ведь чаще всего у детей не получается, потому что они ленятся.
Я счастлива оттого, что у меня такая работа, хорошие коллеги, любимая семья, которая во всём меня поддерживает. Если не получать удовольствия от своей работы, то и полной радости в жизни нет. Мне мой папа говорит: "Дочь, ты выбрала правильную профессию. Я слышу от людей, что ты хороший учитель". Не скрою, нравится, что родители гордятся мной.
- Значит, Вам неведомо, что такое "профессиональное выгорание"?
- Почему же? Бывают минуты, когда понимаешь, что все, устала, кажется, дальше уже некуда. Но вспомнишь любознательных учеников и начинаешь думать о том, что надо готовить детей к конкурсам, экзаменам. Понимаешь, что ты им нужен. И незаметно появляются силы, к тому же по натуре я – оптимист.
В наше время быстрыми темпами идет развитие технологий. Мне нравится изучать все новое, стараюсь применять в своей работе инновации. С учащимися 6-х, 9-х и 10-х классов осваиваем новый сайт "ЯКласс", который является участником инновационного проекта "Сколково". Конечно, хотелось бы, чтобы кабинет был оснащен интерактивной доской, которая позволит расширить возможности учебного процесса.
- Повлияли ли учителя на Ваш выбор профессии?
- Думаю, да. Мне повезло с учителями. Одна из них – Ольга Леонидовна Ларионова, которая ещё в школе привила мне любовь к русскому языку и литературе. Но всё-таки мне больше нравится преподавать русский язык. Начинать работать в родной школе было немного страшно. Но мне помогло то, что я начала учить с младших (пятых) классов и всегда чувствовала поддержку коллег и администрации школы.
Пользуясь случаем, хотела бы поздравить всех учителей района с нашим профессиональным праздником. Я уверена, что для каждого из нас быть учителем – это не только работа, но и призвание. Именно учитель помогает детям найти свой путь в жизни! Желаю вам благодарных учеников и профессиональных достижений!