В череде календарных дат ноября как-то незаметно прошел Всемирный день добра, который отмечается 13 ноября. Не секрет, что в современном высокотехнологичном и скоростном мире всё чаще человеческие чувства и моральные качества отходят на второй план, в частности доброты, человечности стало гораздо меньше.
Этот праздник – повод вспомнить о добродетели и что делать добро совсем несложно, а результат всегда колоссальный, пусть иногда на первый взгляд и невидимый.
О добре сегодня мы говорим с настоятелем Свято-Никольского храма села Вавож иереем Александром Бердниковым.
- Батюшка, что такое добро с точки зрения христианства?
- Бог есть любовь. Производное любви добро. Источник любви и добра только Бог. Если человек действительно христианин, то добро для него естественная потребность, доброделание часть его природы. Если он верит в Бога, то не может не творить добро и не любить. Мир стоит и живет добром. Творя добро, мы помогаем, прежде всего, себе, приближаемся к Богу, а делая зло отдаляемся от Него.
Добрым быть несложно. Милостыня – это не только я дал кому-то деньги или помог вещами, это и объятия, доброе слово, добрый взгляд. Один человек рассказывает. Идет по городу, навстречу нищий, просит милостыню: "Дай мне на хлеб". Он взял за руку нищего, поздоровался с ним: "Ты меня извини, дорогой. Но нет у меня ни копейки с собой. Я тебе искренне сочувствую". А нищий расплакался: "Спасибо тебе, добрый человек, на добром слове. Ты единственный сегодня, кто мне подал руку". Вот так доброе слово может согреть сердце. И пусть рядом с тобой будет самый падший человек, но надо видеть в нем образ Божий.
- Будет ли считаться дело добрым по сути, если оно сделано в плохом расположении духа?
- Конечно, будет. Вот есть святой Петр мытарь. Будучи мытарем Петр был жестокосердным и немилостивым. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады. И этот кусок перевесил чашу с порочными делами. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь, став на путь истинный. Даже в таком случае добро есть добро.
Другое дело, когда под добром скрываем свое лицемерие, угождая людям. Или жертву делаем с какой-то выгодой: вот я тебе, Господи, жертвую на храм столько-то, а ты мне за это что-то дай, или я здоровым буду, или смогу машину, квартиру купить. Превращаем отношения с Богом в товарно-денежные. Вот это вряд ли является добром.
- Как быть, если на добро отвечают злом?
- Когда человек делает добро, он не должен требовать ни от Бога, ни от людей его возвращения. В христианском понимании делание добра – это исполнение главной заповеди Христа: любите друг друга (Ин. 15:12). Господь в Евангелии ясно говорит, что мало любить любящих нас, ибо также поступают и язычники. Христианская любовь заключается в полной бескорыстной самоотдаче: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).
- Что добро в большом дефиците, знает сегодня каждый из нас. Но, тем не менее, немало тех, кто творит добро и творит его незаметно. Кому, как не священнику, знать, что не перевелось добро на свете?
- Приехали к нам художники. Стоим, разговариваем, что надо бы расписать пустые места под куполом. И в это время пришел к нам человек и сказал: "Батюшка, я хочу дать деньги". Называет сумму, равной половине того, что попросили художники за работу. Дал он нам деньги с условием, что никто не узнает его имени.
Мука закончилась. Просфоры печь нечем. Бац! муку принесли. И снова анонимно. Делают добро и ничего взамен не просят, имя свое не раскрывают.
Вот в Волипельге храм строят. Начинали при мне, знаю, что начали с нуля – денег не было вообще. Такая воля Божья, что все потихоньку складывается. Надо им какую-то сумму, допустим на бетон 50 тыс. – сумма обалденная для Волипельги, где нет ни одного мало-мальского предприятия, и находятся средства, люди, желающие помочь. Таким образом за год построили храм. Много таких примеров. Дай Бог здоровья всем этим людям.
- Раз говорим сегодня о добре, не могу не вспомнить, как мы всем районом сделали сообща одно большое доброе дело – восстановили купол…
- В любом храме, даже в самом хорошем, всегда будет какая-то нужда в чем-то. Да, мы сделали большое дело. Но купол не достроен изнутри. У нас сейчас самое больное – это крыша над бывшим кинозалом. Если на улице дождь, то у нас тоже поливает, остается только выносить тазики-ведра да расстилать тряпочки. Бежит и в ризнице. Все надо срочно сделать, но нет денег. После ремонта купола вторую зиму окна не закрываются, потому что они сгнили уже. Смета на ремонт крыши и окон есть – 4 млн рублей. Фасад рушится, деревья растут уже. Восстановление всего этого – первостепенно, иначе храм разрушится.
А так планов много. У нас нет помещения для воскресной школы, ребята у нас носятся как неприкаянные, то в РДК, то в библиотеку. Хорошо, что принимают наших детей, не отказывают. Было бы свое помещение, можно было бы его и в других целях использовать, к примеру, как игровой кабинет для малышей во время службы: и дети не мешают, и родители могут спокойно помолиться. Трапезная у нас четыре в одном – это и трапезная, и просфорня, и бухгалтерия, и комната для резчика.
Мне часто говорят, у вас там крыша падает, у вас там окна открыты, а будете ли вы дальше делать. Я всегда говорю: "Не у вас, а у нас у всех, ведь храм – это наш общий дом". Очень хочется, чтобы люди это поняли. За годы советской власти понятие об этом у людей утерялось. Помните, в своих дневниках Елабужский рассказывает, когда приехал дом ему дали? Он говорит приходу, что дом гнилой, жить нельзя. Приход сходил и обследовал его дом. Сказали, что зимой ничего не будут делать, придет весна, весь дом переберут. Все вопросы должен решать приход, не священник. По уставу прихожане должны содержать свой приход.
Не могу не привести в пример село Узи в Селтинском районе. Не самый богатый приход. Большой, старинный храм рушился, но нашелся добрый человек и восстановил. А в том же Каменном Ключе не могут доделать небольшой храм, такое ощущение, что приходу не нужен храм.
Не зависит добродетель от состояния кошелька, все дело – в состоянии сердца.
- Благодарю Вас, батюшка, за содержательную беседу.
- Во славу Божию.
От редакции: Уважаемые читатели, давайте устраивать каждый день праздник добра, милосердия, даже если вы считаете себя неверующим. Ведь это так просто – улыбнуться прохожему, обнять детей или родителей, сделать комплимент коллеге или незнакомке, подарить цветы жене или маме, позвонить друзьям и сказать им какие они замечательные, перевести через дорогу бабушку, смастерить и повесить на улице кормушку для птиц, накормить и приютить бездомного котёнка или щенка… И этот список можно продолжать долго. С каждым таким, простым по сути, поступком становится кому-то лучше, а значит – и больше доброты в мире. И важно ещё помнить, что такими делами – проявлениями отзывчивости, симпатии, щедрости, дружелюбия, любви, благородства – мы учим делать добро и наших детей.
Личное дело:
Александр Иванович Бердников родился 1962 году в п.Нюрдор-Котья Вавожского района
В 1984 году окончил Троицкий ветеринарный институт Челябинской области
До 2013 года возглавлял ветеринарную службу района.
В 2013 году рукоположен в сан диакона
В 2016 году назначен настоятелем храма Николая Чудотворца Мирликийского с.Вавож