Население интересуется историческим прошлым. Не касаясь всем известной алтайской реки Бия и, пока, отсутствия надежных источников, подтверждающих единство Воршудного названия Бия и одноименной реки на Алтае поделюсь более достоверной информацией.
Во все времена была миграция населения. Этому способствовали различные факторы: 1- менялся климат. Был период, когда дуб рос на параллели Сыктывкара (5-6 тысяч лет назад), а сейчас в Ярском районе дуб не растет. Засуха приводила к наступлению степей, что сильно повлияло на " собирательный" образ жизни. Считается, что главной причиной Великого переселения народов в 3-6 веках было изменение климата. 2- менялся общественный строй: росла или уменьшалась численность населения. Одна из причин миграции населения в средние века – это войны. Достоверные следы проживания удмуртов, в том числе рода Бия, имеются в бассейне реки Свияга, Сура, Ока. Многие века и войны не стерли название реки Бия, что впадает в реку Свияга. Сохранились два населенных пункта, с основой названия Бия: деревня средний Биябаш и Нижний Биябаш, а значит была деревня и Верхний Биябаш. По обеим берегам Волги до сих пор сохранились в топонимике и гидронимике удмуртские названия. Например, река Аря (удмуртская), река Бува, деревня Кушманы, Ундор, верх Индыр. Некоторые названия изменились до неузнаваемости. Еще во времена Киевской Руси летописцы население среднего и нижнего течения реки Свияга называли Вятичи. Н. Карамзин приводит из летописи: "ходили на Вятичей". Это дружины Киевской Руси. С приходом степняков – булгар со столицей Болгар территория до Нижнего Новгорода входила в государственное образование Булгар. Н.Карамзин пишет о закладке города Нижний Новгород в 1221 году на месте разрушенного булгарского городка и что булгары "не имеют воинственного духа и добиваются мирного соседства с Московией богатыми дарами". Удмурты покинули бассейн реки Свияга из-за беспокойства соседей с запада, с востока и юга. Лингвисты считают, что если территория заселяется победителями в результате войн, то названия рек, гор и населенных пунктов меняются. А если народонаселение меняется мирным путем, а не "однодневно", то названия сохраняются. Наверное было и то, и другое, и третье. Все равно часть коренного населения проявляет стойкость, выживает и остается на родной земле. Одним из поводов покинуть родину было насаждение исламизма и христианства. Сохраняя верность вероисповедованию предков, одна часть воршуда Бия покинули бассейн реки Свияга и переселилась в бассейн рек Кильмезь и Вала (не ранее 9 века нашей эры).Появились деревни Старая Бия (Седмуртчи Бия), Новая Бия, Новая Бия (Можгинский район). В Селтинском районе Ваняшур (Виняшур) Бия, Чаня бия, Кунка Бия, Кильмезь Бия, Удмуртская Бия, Русская Бия. Если земли бассейна реки Чепца были буквально напичканы с хронами с персидскими серебряными изделиями, деньгами и украшениями времен правления сасанидов 3-5 века нашей эры, то на территории бассейна рек Кильмезь и Вала таких громких находок кладов "серебряного"века, развития торговли удмуртов с персами, греками не отмечено. Значит воршуд Бия появился на современной территории позже, после нарушения добрых торговых путей по реке Волге, Вятке, Каме с югом. Конечно летоисчисление народонаселения бассейна р.Кильмезь и Вала известно с каменного века. Тому подтверждение масса археологических данных. Только у деревни Валодор вдоль рек Вала и Седмуртча открыто 7 селищ каменного века (неолит). Другая группа воршуда Бия ушли на северо-восток по реке Кама, Белая и вверх по реке Быстрый Танып и Уфа. Это юг Пермского края, север башкирии и самый запад Свердловской области Красноуфимский район, богатый тучными плодородными землями. Появился местный Бияваш р. Ока, д. Кушманаково. До сих пор там проживает много удмуртов рода Калмез (по тюркски калмаш) в деревнях Малая Бальзюга, Майский, д. Верхние Татышлы,с. Новые Татышлы, д. Уразгильды, д.Байшады, д.Верхний Тыхтем, д. Андреевка, д. Альга, д.Нижнеболтачево, д. Старокальмиярово, д.Старокызылъяр другие. Удмурты этих населенных пунктов сохранили верность религиозным традициям отцов и дедов, несмотря на неоднократные попытки их крещения и исламизации. В настоящее время проведение общественных молений возобновилось практически во всех населённых пунктах закамских удмуртов. Конечно, трудно отследить историю жизни не только отдельных воршудов, но и целых народов. Надеюсь, что исследования архивных, археологических материалов позволят найти дополнительные сведения об истории жизни народов, населяющих нашу удмуртскую землю.