Больше четверти века дарит детям частичку своей души Лариса Владимировна. "Творчески работающий педагог, владеет современными технологиями. В классах 100%-ная успеваемость, качество знаний не менее 72%. Ее учащиеся ежегодно являются призерами школьной научно-практической конференции, неоднократно становились дипломантами районной конференции младших школьников "Первые шаги" - вот некоторые строчки из характеристики УНО. Лариса Владимировна из той категории педагогов, в отношении которых утверждения "Не представляет себя без школы", "Школа – ее жизнь" являются не дежурными фразами. В воспитании и обучении детей она видит смысл своей жизни.
- Лариса Владимировна, у Вас никогда не было желания уйти из школы?
- Нет, хотя неоднократно поступали предложения о смене деятельности.
- Молодых педагогов, которые приходят в начальную школу, Вы жалеете или радуетесь за них?
- Глядя на них, испытываю радость. Возникает уверенность в завтрашнем дне школы.
- Слагаемые успеха учителя начальных классов?
- Принятие ребенка таким, какой он есть, уважение его мнения. Такт и справедливость. Терпение и доброта.
- Качества, которые помогают Вам в достижении поставленных целей?
- Трудолюбие, ответственность, честность по отношению ко всем. Эти качества воспитали своим примером мои родители.
- Ваш отец Владимир Дмитриевич многие годы проработал учителем, мама Юлия Васильевна – медсестрой. Из двух популярных в те годы направлений Вы выбрали педагогику…
- На семейном совете решали, что надо рассматривать профессии доктора или педагога. Все взвесили, и отец сказал, что, наверное, надо мне стать учителем. "Хорошо, - соглашаюсь, - я буду учителем русского языка". Тут отец рассказывает, что ходил на замещение, и ему так понравились дети в начальной школе: глазки горят, открытые, вопросы задают. Давай, говорит, на учителя начальных классов. Послушалась, пошла и нисколько не жалею.
- Сейчас обвиняют школу в том, что там не воспитывают, а только учат. У Вас изменились подходы?
- Для меня учение и воспитание – неделимое целое. Мне кажется, если ты учишь, надо и воспитывать. Воспитывая, тоже учишь.
- Немножко знакома с системой Эльконина-Давыдова, знаю, что есть система Занкова. Насколько широк сейчас выбор методик, и устраивают ли они Вас?
- У каждой системы свои плюсы и минусы. Знакомясь с той или иной системой, технологией, стараюсь использовать наиболее, на мой взгляд, эффективные. В практике сложился определенный банк приемов и методов из разных систем.
- К Вам, наверное, попадают только хорошие дети. Насколько успех учителя зависит от того, кто приходит в класс?
- Дети приходят всегда разные: старательные, аккуратные и не очень, ищущие, любознательные и не очень, озорные и скромные, внимательные и рассеянные. Но все – любимые. Все до одного. Если они чувствуют любовь, сопереживание, можно многого достичь. С любым ребенком. Любой ученик – движущая сила становления педагога, мерило его педагогического роста, человеческого "я".
- Пользуясь случаем, спрошу: как должен быть подготовлен ребенок к школе? Сейчас многие дети к первому классу уже читают, считают…
- На мой взгляд, чтобы ребенок к этому времени понимал, что хорошо, а что плохо. Всему остальному научится. Если буквы знает – очень хорошо, считает – очень хорошо.
- А насчет нагрузки первоклассника что скажете? Некоторые родители стремятся, чтобы все свободное время ребенка было занято кружками, секциями.
- Думаю, надо смотреть по возможностям ребенка. Есть дети, которые везде успевают, а некоторым трудно, поэтому однозначного ответа тут не может быть. Чего хотелось бы? Чтобы родитель больше времени был с ребенком, общался с ним, имеется в виду, книжку вместе почитали, поговорили, правильно поступил герой или неправильно. Сходили бы вместе на прогулку, понаблюдали за природой. Этого, может быть, не хватает в некоторых семьях.
- Где черпаете силы, вдохновение?
- С благодарностью вспоминаю каждого из своих учеников. Это их огонек в глазах, их неуемное желание познать окружающий мир заставляет меня быть мудрым капитаном и веселым юнгой, снова и снова анализировать свой труд, вносить коррективы, неустанно пополнять арсенал технологий. Это они своим "Почему?" заставляют искать и творить. Если проще: когда руки опускаются, придешь, они что-то хорошее, доброе скажут или сделают, и все проходит.
- Есть ли у Вас свободное время и чем заполняете его?
- Свободные минутки выдаются редко. Стараюсь читать художественную литературу. В одно время Александра Дюма полностью перечитала, все произведения. Потом захотелось Сент-Экзюпери прочитать. Я, наверное, отношусь к тем людям, кто выбирает между Дюма и Экзюпери, и то, и это хочется. Ну, а самое любимое произведение у меня "Поднятая целина" Михаила Шолохова, его раз 50 уже прочитала. Ребятам говорю, они удивляются: "Как так можно?".
- Любимый час в сутках?
- Я очень люблю встречать детей утром. Еще один момент – когда все уроки "выучены", сложу портфель свой, и такое облегчение, что на завтра все сделано, как надо.
Этот момент для нее порой наступает далеко за полночь, когда в других окнах свет уже не горит. Зато завтра на уроке снова ярко "вспыхнут" глаза ее учеников, услышав идею учителя. И это станет маленьким счастьем Ларисы Владимировны.