Ее учащиеся ежегодно занимают призовые места в региональных конкурсах, во всероссийской олимпиаде школьников.
Педагог активно участвует в методической работе, представляя свой опыт коллегам школы, района. Сегодня она – моя собеседница.
- Ольга Петровна, из каких этапов состоит Ваш педагогический путь?
- После Глазовского пединститута по распределению приехала работать в Ожгинскую школу. Была вожатой, вела уроки русского языка и литературы, а на второй год дали еще и немецкий язык, что для меня было неожиданно, но вести предмет было некому, пришлось согласиться. Девять лет проработала там директором, а с 2002-го года веду в Вавожской школе язык и литературу.
- Когда труднее всего было работать?
- Трудно приходилось на посту директора, потому что это были 1990-е годы. За зарплатой ездили чуть ли не каждый день, давали какие-то крохи, едешь обратно и думаешь, кому и как разделить эти деньги. Сложно было и в плане подготовки школы к учебному году, хорошо, что помогал колхоз. Хозяйству самому тогда жилось тяжело, но в помощи не отказывали, кто бы ни стоял у руля колхоза, всегда шли навстречу. Если бы не эта помощь, и помощь мужа, который помогал решать хозяйственные проблемы, не знаю, как бы справлялась. Я всегда говорила, что в зарплате директора, которую получала, 30% – моих, остальные – мужа. Но все равно это время не вспоминается, как черная полоса. Жили очень дружно, в школе был хороший педагогический коллектив. Возраст примерно одинаковый, молодые. Отмечали вместе праздники, вечерами играли в волейбол, через день были репетиции хора – в эти годы очень хорошо работал в Ожгах СДК. Чета Судаковых, Леонид Павлович Булдаков мастерски организовывали досуг жителей деревни.
Трудно пришлось первые полгода, как переехала в Вавож: надо было о себе заявить, показать, что я не чье-то место занимаю, а на своем месте.
- Как раз хотела спросить: не страшно было из самой маленькой школы перейти в самую большую в районе?
- Страшно. Но поддержка директора (тогда работал Н.П. Глушков), зам. директора по методической работе Н.В. Черных, коллектива языковедов помогла мне преодолеть страх и сложности. О коллективе – речь особая. Языковеды школы – это как семья, всегда радуются успехам, всегда поддержат. Это очень важно: чувствовать плечо, на которое можно опереться. С огромным уважением вспоминаю педагогов, которые сегодня уже не работают в школе: Л.Д. Шулакову (тогда она руководила школьным методобъединением), З.Ф. Сивкову, Н.А. Абашеву. В первый же год мне дали классное руководство, очень хороший класс, который в начальной школе учила Л.Н. Банникова, с ними было интересно работать.
- Есть секреты, благодаря которым удается побудить у ребят желание учиться, читать?
- Сейчас часто слышишь: "Ой, раньше дети были такие", "Раньше читали, сейчас не читают". Я бы не проводила какую-то границу между ранешними и нынешними детьми. Мне кажется, и раньше были читающие дети и не читающие, и сейчас есть такие и такие. Вижу разницу в том, что если раньше у детей не было возможности читать, что они хотели бы, сейчас такая возможность есть. Многие не любят читать программные произведения, но читают то, что им интересно. В среднем звене это еще не так ощутимо, хотя и здесь есть, кто читает помимо программы. А вот в старших классах есть, особенно, когда поэтов изучаем, для себя делаю открытия. Ребята называют таких авторов, которых я не знала до этого. Или произведения современные, которые они знают, я – нет. Это для меня является стимулом прочитать их. А по поводу секретов, за счет которых приобщаю ребят к чтению… Единственный секрет – делать интересными уроки. Чтобы ребенок, который пришел, не прочитав произведение, сидел и чувствовал себя неуютно, не потому, что я его ругаю, а потому, что большинство участвуют в беседе, чему-то удивляются, делают открытия, а он сидит, как выражаются ребята, "не в теме".
- Когда вводили ЕГЭ, многие задавались вопросом "Как можно только через тестовые задания проверить знания по литературе?"…
- Лично мое мнение: проверять знание литературы посредством ЕГЭ не есть показатель оценки умений детей по данному предмету. Я абсолютно убеждена, что предмет литература не столько дает знания, сколько умения. Умение отстаивать свою точку зрения, умение аргументировать, рассуждать, умение формулировать свои мысли в устной форме является фундаментом для решения воспитательных задач. Мне кажется, это основные задачи. На ЕГЭ по литературе сейчас нет тестовых заданий, ребята должны дать краткий связный ответ, сопоставить одно произведение с другим, написать сочинение, очень напоминающее бывшее. Даже выполняя эти задания, мне важно, чтобы они прочитали произведение, имели свое видение темы, проблемы и умели это доказать. Учитель должен не только учить, а развивать, готовить к той жизни, которая за стенами школы. А уж уроки литературы этому учат в первую очередь.
- У Вас, литератора, какое любимое произведение?
- И дети иногда спрашивают меня об этом. Но я многие люблю, не могу сказать, что одно произведение больше люблю, другое меньше. Люблю творчество Толстого, Чехова. Есть и нелюбимые авторы, и когда изучаем их, я особо настраиваюсь на эти уроки.
- С высоты прожитых лет как относитесь к выбору своей профессии?
- Выбор был сделан абсолютно верный. Не представляю, кем бы еще могла быть я. Когда встал вопрос о передаче директорства, была на приеме у Татьяны Васильевны (Т.В. Иноземцева – глава района в те годы). Татьяна Васильевна спрашивает, определилась ли я уже с местом работы, а на тот момент было еще неизвестно, найдутся для меня часы в Вавожской школе или нет. Но я даже удивилась вопросу: а разве я могу еще куда-то, кроме школы устроиться. Кажется, что я ничего больше и не умею, и не хочу. Профессию однозначно выбрала по душе. Наша профессия, на мой взгляд, совмещает множество других видов деятельности. Вот дикторы по телевизору выступают, иногда у них бывает прямой эфир, а мы всегда в прямом эфире. Чтобы заинтересовать детей, приходится нам быть и актерами, и режиссерами…
- Вы начали говорить о плюсах учительской профессии. Еще бы что дополнили?
- Когда работаешь с детьми, ты постоянно учишься. Бывает, из-за большой загруженности иногда без желания берешься, скажем, за исследовательскую работу с детьми. Но когда получается результат, и ребенок радуется, сама готова к новым делам, тем, которые и не входят в круг обязательных.
- Ваш ученик Иван Шутов в прошлом году стал победителем экологических чтений в республике. В этом году узнали о победе Ани Мезриной в республиканском этапе Всероссийского конкурса сочинений. Есть другие победы ваших учащихся. К этим конкурсам детей Вы сами подводите, или инициатива исходит от них?
- Где-то в классе седьмом такие дети начинают выявляться, я вижу, что им интересно. Начинается это с исследовательских работ школьного уровня. В мае в школе проходит мероприятие, где ребята защищают свои исследовательские работы. Я сообщаю им об этом, предлагаю, тем, кто хочет, участвовать. Никогда не указываю: "Ты будешь участвовать", "Ты будешь". Важно, чтобы желание исходило от ребенка, когда человек заинтересован, намного удобнее работать. С такими детьми мы участвуем то в одном конкурсе, то в другом.
- Ольга Петровна, каким должен быть современный учитель?
- Он должен шагать в ногу со временем, постоянно учиться, самосовершенствоваться. Если почувствуешь, что отстал от детей, мне кажется, надо бежать из школы. Любой учитель должен быть требовательным к себе, если не требуешь от себя, не определяешь какие-то правила для себя, как этого требовать от детей.
- Остается время для любимого дела?
- Мечтаю о времени, когда я смогу читать запоем то, что хочу. Сейчас время уходит на то, чтобы перечитывать произведения по программе, разве только перед сном несколько минут почитаю помимо программы. Люблю туристические поездки. Каждое лето стараюсь куда-то съездить, что-нибудь повидать. Совершенно не приемлю пассивный отдых, когда лежишь, загораешь у моря. Мне надо открывать для себя что-то новое. Ездим обычно с подружкой Г.В. Фанталовой. Побывали в Абхазии по туристической путевке. Такие впечатления, удивление, поражение получили от абхазских гор, что захотелось и другие посмотреть. В прошлом году уже в Домбай съездили. Теперь интересно, а отличаются ли горы Домбая от гор Грузии. Посетили пушкинские места. Хочется еще много интересного увидеть.