Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вавожского муниципального района Удмуртской республики

427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, село Вавож, улица Советская, 26
телефон: +7 (34155) 2-17-90
e-mail: avangard-vavozh@yandex.ru

Земляки: Пока творю – живу

Она на сцене не поет и не пляшет, а без нее концерт – не концерт. От нее зависит, как зрители будут воспринимать номер, потому что важно с первых секунд появления на сцене привлечь внимание и сохранить его до конца.

Золотые руки Людмилы Зайцевой приносят людям радость. Это она шьет вавожским артистам концертные наряды.

Гаснет в зале свет, и все взоры устремлены на сцену. Все зрители в ожидании чуда. Волнуются за кулисами артисты. Каждый выход – как в первый раз. И у Людмилы Зайцевой в этот момент замирает сердце…

Удивительная штука – жизнь. Вокруг разные люди. И все по-своему интересные, каждый со своей историей. У иного человека жизнь простая и прямая, ровная, спокойная, без перепадов. На долю Людмилы Зайцевой с лихвой было отпущено и сладкого, и горького. Она была всегда любимая – любимая дочь, любимая мама, любимая сестра. Была в ее жизни большая любовь, со стихами до дрожи сердца. Сегодня осталось щемящее светлое чувство.

Нет уже мамы. Черным июльским днем не стало дочери. Потеря ребенка – что может быть страшнее для матери?

Но не сломили ее удары. Выжила и поднялась. Помогли друзья и родные. Помогло творчество, любимое дело, без которого она не мыслит своей жизни.

- Я с юных лет мечтала стать портнихой. Начала с того, что шила платьишки куклам. Подрастая, начала что-то себе сама шить. Тогда еще и в школе не училась. Шила себе, фантазировала. Откуда это у меня? Наверное, от мамы. Она любила шить и вышивать. Все делала своими руками.

Потом поехала в гости к тете в Иваново. Она была портнихой. Ходила к ней на работу. И тогда уже точно решила, что буду портнихой. Может быть, даже и закройщицей, и буду одевать людей.

Так у меня и получилось. Хотя чуть не сделала шаг в сторону: после школы поступила на дошкольное отделение педучилища. Но учиться не стала. Нет, я все же буду портнихой. Узнала, что есть УПК – учебно-производственный комбинат, пришла в райбыткомбинат к директору Аркадию Алексеевичу Лужбину и попросила направление на учебу.

Выучилась, отработала два года. Потом меня послали учиться на закройщицу. Когда училась, мне предлагали остаться в Доме моды, звали на работу в Завьяловский район, но я вернулась домой. Здесь меня ждали, не было закройщика.

Работа закройщика – это творческая профессия. Надо уметь фантазировать, творить, предлагать. В конце года в Ижевске всегда были отчетные семинары, где принимала участие, шила туда вещи. Делала презентации "В мире моды". Хотела показать людям, как нужно правильно одеваться, уметь сочетать что-то с чем-то. Много шила студентам. Заказчики приезжали из Ижевска, Увы. Когда первые вещи сшила, ко мне пошел народ. Возможно, так бы и работала в быткомбинате, но его не стало.

- Но с любимым делом не распрощались. Сегодняшняя работа в Доме культуры чем отличается?

- Мне просто повезло. Волею случая попала в Дом культуры. Здесь без творчества и шагу не ступить. Нужно быть художником. Нужно быть историком – знать историю костюма, стиль эпох. Особое дело – исполнение национальных костюмов. Важно даже расположение всех деталей.

Зрители идут смотреть не только на сам концерт, но и в каких костюмах выходят артисты. Как всегда, встречают по одежке. Когда артист одет хорошо, он уверенней выступает и ему приятно выходить и видеть, что зрители его принимают с радостью.

Я всегда выхожу в зал, чтобы посмотреть результат своего труда. Интересно, как смотрится со стороны, из зала. Был такой случай. Слышу разговор: "Ой, какие красивые костюмы. И какие сейчас только не продают". Я только улыбнулась. "Это, наверное, ты шила?" - "Да, я".

В свой адрес не раз слышала благодарности за свою творческую работу, комплименты часто слышу от зрителей. Считаю, что к любой работе надо относиться с душой. Многие этого не понимают: что там такого – сшить? Нет, вещь должен мастер шить с любовью, с душой. Я в каждую вещь вкладываю частичку себя.

Однажды пришла женщина и попросила сшить внуку цыганскую рубашку для выступления на сцене. Но живет он в Татарии. Я по телефону объяснила, как снять мерки. За ночь сшила рубашку. Потом эта женщина пришла ко мне снова, благодарила. Внук, как надел рубашку, не хотел снимать до самой ночи. Дочь сказала: "Сразу видно, что вещь сшита с душой и любовью".

- Есть у тебя особенно памятные вещи, созданные тобой?

- Как-то сшила себе костюм. Меня тогда заставили продемонстрировать, то есть пройтись по подиуму. Его помню до сих пор.

Как-то ко мне обратилась учительница из Какможа – заказала пальто. Долго уговаривала ее сшить пальто модного фасона. Она сопротивлялась. Убеждала: "Если Вы сомневаетесь, привезите старые простыни, пододеяльники. Раскроим, из них сошьем, посмотрите сами". Наконец она согласилась. Зато какая довольная была потом! С радостью рассказывала: "Меня все спрашивают: "Где Вы купили такое пальто?"

- А своего первого заказчика помните?

- Самой моей первой заказчицей была бабушка из Вавожа, которой надо было сшить куртку. Говорит: "Давай шей. Начни с меня". А ей говорят: "Ты не боишься? Ведь она только после учебы". Бабушка была не только смелой, но и мудрой. "Надо же человеку доверять. Пусть она на мне пробует". Потом она пришла ко мне: "Меня все спрашивают: "Где ты такую куртку сшила?"

Первые мои вещи послужили рекламой, и ко мне пошел народ. Старалась каждый раз понять заказчика. Прежде всего, интересовалась, для чего эта вещь будет предназначена – торжество ли, повседневная одежда или вечерний вариант. Все это заставляло задумываться, люди прислушивались к моим советам. Главное – было удовлетворение от работы.

- В стенах районного производственного управления службы быта Вы стали профессионалом.

- Мне повезло здесь встретить много хороших людей. Я всегда ощущала помощь и поддержку со стороны старших коллег. Наше предприятие было в Вавоже одним из самых крупных по численности, но, мне кажется, никто не был обделен вниманием директора РПУ Аркадия Алексеевича. Это был талантливый руководитель, который старался для народа. Он душой болел за каждого своего сотрудника, прислушивался к нашим идеям и просьбам, старался создать такие условия, чтобы мы творили и жили интересно. И в этом коллективе нельзя было не расти.

- Сегодня Вы, как и раньше, в вечном движении…

- Сама жизнь заставляет постоянно идти вперед, быть в поиске. Каждый раз, когда работаю над новым костюмом, интересуюсь, какой будет репертуар, о чем песни или пьеса, характер персонажа. Какой же сценический образ без костюма? Костюмер – один из волшебников, создающий образ. Это очень непростая работа. Мне приходится работать с неординарными людьми, поэтому приходится постоянно учиться чему-то новому.

Стараюсь и сейчас развиваться по мере возможностей.. Интересуюсь модой, выезжаю на семинары. Прошлой весной ездила на фестиваль удмуртской одежды, который проходил в Малой Пурге. Татьяной Москвиной было представлено направление удмуртской одежды.

В будущем хочется преобразить наш фольклорный ансамбль "Гуждор", участницы которого одеты совершенно неправильно. В каждом районе свой стиль и фасон костюма. Хочется возродить удмуртский костюм в быту, в современной жизни, чтобы люди знали и соблюдали традиции кроя того места, где живут.

В последнее время в РДК активизировалась работа хореографических коллективов. Надо им много нарядных костюмов. Сегодня работаю уже не одна. У меня есть помощница Татьяна Перминова. Мы творим и фантазируем вместе. Работы очень много, но мы стараемся все сделать во-время.

- "Я – художник по костюму. Дядя Зайцев мне пример". Уж не родней ли Вам приходится знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев? Может быть, не просто однофамильцы-земляки?

- Меня про это часто спрашивали, когда я училась в Ижевске. В разговоры не пускалась, соглашалась. Папа был родом из Иваново, как и Вячеслав Зайцев. Передачу "Модный приговор", которую раньше вел Вячеслав Зайцев, я всегда смотрела с большим интересом. Сразу видишь, как одежда меняет человека и всю его жизнь.

Не знаю, приходится ли родней Людмиле Зайцевой этот знаменитый "красный Диор", но по творчеству несомненно родня. Оба ни дня без творчества прожить не могут. Стоит только увидеть Людмиле интересную ткань, сразу рождается у нее образ, который ей хочется воплотить. И тогда она из небольшого отреза может шедевр создать, ловко ниткой и иголкой ткань покоряя.

Она быстрая, светлая. Раньше с агитбригадой ездила, да и сейчас может выйти на сцену. А еще она пишет стихи. Как и Вячеслав Зайцев. Их многое роднит, не только фамилия и дело, которому они служат всю жизнь. Каждый на своем месте.

Автор: Надежда ШИРОКИХ

По этой теме: мастер швея художник

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 358

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика