на оборудование спортивной площадки в сумме 450 000 рублей.
А недавно стало известно, что очередной проект школы выиграл в грантовом конкурсе "Православная инициатива на Удмуртской земле". За счет чего достигаются успехи, как рождаются идеи, об этом и многом другом беседуем с директором школы Еленой Морозовой. Поставить к интервью фотографию педагогического коллектива, а не личную, было просьбой Елены Вячеславовны, которая считает, что все достигнутое – это общий успех.
- Елена Вячеславовна, трудно добиться титула "Школа года"?
- Непросто, конкуренты сильные. Надо было найти изюминку, которая помогла бы нам вырваться вперед. Я поняла, что школе для развития нужны инновации в учебном и воспитательном процессе. Инновации такие, которые требует от нас время. Мы проанализировали наши сильные и слабые стороны, соответственно, приняли меры. Надо было, к примеру, подтянуть информатизацию образовательного процесса, использование информационно-коммуникативных технологий, в прошлом году сконцентрировали внимание на этом.
- У школы два грантовых проекта за два года: молодежный проект "Координаты здоровья", где Вы являетесь организатором и вдохновителем, и второй – "Ӟардон" (Рассвет)…
- Первый проект тоже авторский, но его надо было оформить, как молодежный. На мой взгляд, участие в грантовых конкурсах имеет огромное значение для образовательного учреждения. Оно не только помогает получить деньги, но и сплачивает коллектив, ты понимаешь в первую очередь, на кого можно положиться. Мы начинаем работать вокруг одной темы, идем в одном русле. Надо сказать, что победить с первого раза в грантовых конкурсах сложно. Между этими двумя мы участвовали еще в трех подобных, но они не выиграли, но не нужно отчаиваться. Работая над проектами, набираешься опыта. В республиканском конкурсе проектных работ "Наш вклад в будущее", организованном институтом развития образования г.Ижевск, как директор школы, в июле этого года я удостоилась второго места. Но самой значительной победой считаю первое место в конкурсе на "Лучшее образовательное учреждение" в 2017 году. К этому мы шли долго, это было нашей целью. Руководитель СХПК "Колос" Владимир Красильников в первый год моей работы на должности директора напутствовал, чтобы школа не отставала от колхоза. Эти слова запечатлелись в моей голове. Мы стараемся соответствовать хозяйству, на территории которого располагаемся. Надо сказать, что сложно выиграть, но еще трудней удерживать этот уровень.
- Что побудило Вас взяться за проекты?
- После того, как назначили директором, по инициативе начальника УНО Анатолия Тарасова я была направлена на обучение по разработке проектов в Нижний Новгород, потом еще прошла курсы в "Кванториуме" города Ижевска. А взяться непосредственно за написание их побудило то, что мне не хватало в своей директорской работе творчества. Проекты дали толчок. После реализации молодежного проекта финансовый отчет дался тяжело, настроение упало, даже решила было, что дальше заниматься проектами не буду. Однако, почувствовав вкус творчества, уже тяжело остановиться, хочется писать, внедрять, работать, искать что-то новое.
- Давайте про конкурс "Православная инициатива на Удмуртской земле". Как на него вышли?
- С учителем начальных классов Верой Григорьевой мы говорили о том, что не хватает отведенного времени на углубленное изучение православной культуры в школе. И в мае на одном из совещаний в Ижевске от своих коллег слышу, что стартует такой конкурс. Я сразу схватилась за услышанное, начала следить на сайте за конкурсом. Успели, написали. Тема эта у нас назрела, поэтому написать проект было несложно. В том, что проект пройдет отбор, я была уверена, и что деньги соберем, не сомневалась. Не раз в коллективе говорила, что выиграем.
- Елена Вячеславовна, на Ваш взгляд, какие качества необходимы, чтобы быть успешным руководителем?
- Прежде всего, целеустремленность, работоспособность, стратегическое мышление и умение убеждать.
- Знающие Вашу маму, долгие годы проработавшей заведующей фермой, скажут, что лидерские качества Вы унаследовали от нее…
- Может быть, да. Думаю, что лидерские качества не менее 50% передаются по наследству. Затем мои способности помогли развить учителя в школе, впоследствии ставшими моими коллегами.
- У отличницы, активистки и юнкора педагогика была единственным выбором при выпуске из школы?
- В школе практически все предметы мне давались легко, поэтому выбор открывался передо мной широкий. Окончила школу в 1995 году с медалью. В те годы многие лучшие выпускники выбирали экономику. И я спросила у мамы: "Может, мне идти на экономический?". На что она сказала: "Какой из тебя экономист". Это положило конец сомнениям, выбрала педагогику, что было по душе, и теперь в другой профессии себя не представляю. Хотя из меня получился бы неплохой экономист (смеется – ред.). Своим ученикам я всегда говорю, что нет профессий благородней, чем учитель и медицинский работник. Коллеги иногда говорят, поступила бы в аспирантуру. После учебы предлагали это сделать, жила бы сейчас и работала, быть может, за границей. Но меня всегда тянуло в родные края, и это сыграло роль при выборе места работы.
- Хотели именно в родную школу?
- В Новобиинской школе была вакансия учителя немецкого языка, и я вернулась.
- Долго думали над предложением стать директором школы?
- Думала практически все лето. Дети были еще маленькие: старшей, Насте, – семь, средней, Вике, на тот момент было всего три года. Муж работает в колхозе, в напряженные периоды полевых работ дома бывает мало. В семье поставила вопрос, справятся ли, ведь часть моих обязанностей по дому им придется взять на себя. Со стороны супруга получила одобрение, решили, что надо попробовать. С тех пор постоянно чувствую поддержку с его стороны. Проекты, к примеру, пишутся вечером или в выходные дни, в это время семья мне дает полную свободу. Дочь Настя берет на себя заботу о младших. Родители, конечно, помогают. Если не было бы поддержки, я бы проектами вряд ли занималась. Еще что отметила бы: в школьные годы сотрудничала с печатными изданиями, была юнкором, это очень помогает мне сейчас. Приходится писать доклады, выступать, предоставлять информацию, что для меня несложно. Проект – это тоже изложение мыслей. Жизнь готовила меня к нынешней должности. Я рада, что есть за плечами журналистский опыт.
- Дочкам хватает внимания?
- Чувствую, что не хватает. К тому же, иногда придешь с работы с плохим настроением, и, бывает, выплескиваешь это на семью. Поэтому стараюсь в выходные, во время отпуска больше времени проводить вместе. Зимой всей семьей катаемся на лыжах, выезжаем на соревнования. Стараюсь выводить семью на разные мероприятия, иначе, когда остаешься дома, опять работаешь.
- И в шахматы Вы неплохо играете. Находите время для тренировок?
- В шахматы в школьные годы мы играли с братом, потом забросили. Когда стали развивать шахматы в школе несколько лет назад, дочь Вика стала активно заниматься ими. Вначале я ее учила, но к концу года она уже обыгрывала меня. Приходится тренироваться, чтобы не отстать.
- Вы и в спорте впереди, и на сцене можно увидеть. А что не получается?
- Совершенно не умею рисовать. Рада, что дети хорошо рисуют.
- Какие профессии хотели бы для своих детей?
- Хотела бы, чтобы старшая дочь пошла в медицину, но пусть решает сама. У Вики явные лидерские качества, может, она будет учителем или выберет профессию, где надо проявлять организаторские способности. Младшей, Элине, пять лет, говорить о ее будущей профессии пока рано.
- Что успеваете читать, смотреть?
- Хочется перечитывать классическую литературу, но это удается сделать редко. Когда в поезде куда-нибудь еду, использую время на чтение для души. В обычные дни читаю, слежу за событиями в интернете.
- Дом, хозяйство много времени отнимают?
- Летом хозяйство в основном на нас с детьми, в учебное время же муж освобождает меня от таких обязанностей.
- Вернемся к школе. Какие проблемы заботят сегодня директора? Цели на ближайшее время?
- Проблем немало, одна из них – старение кадров, и, как следствие, нелегко продвигать инновации, добиваться творчества. Желающие приехать к нам есть, но для них нет жилья. Жилья не только муниципального, но и арендовать у нас в деревне сложно – свободных домов практически нет. Приезжали учителя, я их водила по деревне, показывала пустующие дома, но они им не понравились – "Хозяйство хорошее, школа тоже – хочу здесь жить, но жить тоже хочу в хорошем доме". Когда заступила на директорскую должность, поставила перед собой две обязательные задачи: сделать школу лучшим образовательным учреждением, что нам удалось, а также провести 120-тилетний юбилей школы. Юбилей отметим в феврале 2020 года, уже начинаем готовиться. Дальше, думаю, будем решать новые задачи. Будут, наверное, и новые проекты, руководство отрасли нас настраивает зарабатывать деньги в грантовых конкурсах, поскольку государство так просто сейчас деньги не дает.
- Есть у Вас любимое изречение?
- Есть. Бывший директор школы Галина Зайцева в начале моей директорской карьеры оптимистично поддерживала меня, наставляла, помогала советами, сама она тогда уже не работала. Однажды Галина Семеновна по-удмуртски сказала мне: "Уй котькыӵе пеймыт мед луоз но, нунал вордске" (Ночь, какая бы ни была темная, наступает день). Эти слова потрясли тогда, насколько мудро сказано. С этим изречением теперь иду по жизни.