14 ноября мир празднует Международный день логопеда. Логопеда считают одной из наиболее важных социальных профессий. В нашем районе этих людей немного, одна из них Татьяна Романова из детского сада "Улыбка" с.Вавож.
Педагогический стаж Татьяны Михайловны составляет 42 года, из них 16-й год является логопедом.
Выбор логопедии после 27-летней деятельности в качестве воспитателя она объясняет тем, что всю жизнь хотела работать с ребятами над нарушением в произношении звуков, трудностями с речью. Поэтому когда предложили учиться на логопеда, отозвалась первая среди воспитателей района. Первая защитилась и на категорию. "Мне повезло, - говорит Татьяна Михайловна, - что училась в филиале Башкирского университета по очно-заочной форме. У нас было много практики, приступила к работе с хорошим багажом знаний и навыков". Училась настолько увлеченно, что заразила свою взрослую дочь, которая едва не переучилась на логопеда. Дополнительно Татьяна Михайловна получила еще специальность олигофренопедагога, что тоже не лишне. Признается: все бы училась, поэтому если предлагают съездить на курсы, не задумывается: "Еду!".
У Татьяны Михайловны в "Улыбке" хороший уютный кабинет. Ребята любят приходить сюда. Сами были свидетелями, как вместе с педагогом заинтересованно играли они в настольную игру. Я тоже пристроилась к ним. Подбирали пары к картинкам: уточка-дудочка, точка-бочка, каска-маска. Обязательное произношение названий предметов. В "хоре" слов педагог слышит каждого ребенка. Потом мы занимаемся Су ДЖОК-терапией: воздействуем на биоактивные точки ладоней и кистей путем раскатывания массажного шарика, надевания на пальчики колечка. И тут все в игровой форме: пальчики получают свои имена: "Это Даша", "Это Наташа", и шарик-ежик не просто так катится по ладошке, а в сопровождении куплетов.
Кроме специальных предметов, предназначенных для пальчиковых игр, массажа, в ход идет всевозможный природный материал, собранный самим логопедом. В разных коробочках и бочонках семена хурмы, тыквы, фасоль, горох, фисташковые косточки, желуди и другое. Показывает сосновые шишки – те же самые шарики-ежики, прекрасный материал для Су ДЖОК-терапии. "У нынешних детей мелкая моторика слабая, а если пальчики неразвитые, то со звуками проблемы", - поясняет логопед. "Насколько изменились дети за те годы, что работаете в детском саду?" - спрашиваю у нее. – "Дети тяжелые идут, наблюдается нарушение многих звуков. Если раньше обычно одна группа звуков была нарушена, то сейчас – две-три". Обучилась она артикуляционному массажу, говорит, что без массажа долго приходится ставить звук.
В работу над корректированием речи специалист вовлекает воспитателей, родителей. Родителям дает задания на дом, чтобы поработали с детьми. Все это делается ради главной цели – подготовить ребенка к школе, чтобы он учился в нормальной школе и нормально развивался. Стараюсь, говорит логопед, чтобы дети слышали звуки, чтобы дисграфии, дислексии (изъянов, выражаемых в нарушении письма и чтения) не было, и начинает перечислять успехи, которых они уже добились с детьми: "Алфавит мы знаем. Знаем глухие и звонкие звуки, мягкие и твердые, согласные и гласные…". Верится, что подопечные Татьяны Михайловны станут успешными учениками, занятия увлеченного специалиста не должны пройти даром.