Жизненно случилось, что автобусными маршрутами внутри района я не пользуюсь, только если до Можги и Ижевска. Зато часто сталкиваюсь с автобусом в центре или в новом микрорайоне Вавожа, уводя ребенка в садик. Утром и вечером автобус переполнен. К примеру, добираться пешком из района бывшей деревни Силкино до детсада "Березка" порядка пяти километров. Взрослые и дети не нарадуются, что в сад, школу и на работу можно добраться на общественном транспорте.
А вот такси (сразу дадим определение не очень симпатичное, но честное, официально зарегистрированных таксистов в Вавожском районе нет) нелегальным приходится пользоваться нередко. К кому обратишься в вечернее или ночное время, возвращаясь из гостей домой? Опять таки случилось, что среди "бомбил" немало хороших знакомых и людей порядочных. Сказать, что ушли таксовать от хорошей жизни, язык не повернется. Для кого-то это приработок к основной работе, для кого-то ежедневная борьба за хлеб насущный.
Еще десяток лет назад трудно было представить себе, что по Вавожу будет курсировать маршрутный автобус, а на такси в любое время дня и ночи можно умчаться куда угодно. Основным средством передвижения при отсутствии автомобиля были собственные ноги. Удобно, хорошо, безопасно? Все довольны стали? Нет, не все.
Моя история с рейсовыми маршрутами вместе с бывшим заместителем главы района по экономике Владимиром Митрофановым началась, когда "Уваавтотранс" и последователи попросту исчезли с дорог Вавожского района. Невыгодно – такую точку в любых разговорах озвучивали перевозчики. Людей, разумеется, брошенных на произвол судьбы, такая позиция удовлетворить не могла. Потоки жалоб потекли по вышестоящим инстанциям, а потом уже и просто обращений, похожих на мольбу (жалобы рассмотрели, претензии приняли, но автобусов пустить по маршрутам не смогли): "Помогите! Не могу добраться до больницы, не выехать до райцентра, не попасть вовремя в Ижевск". Рассказы о том, что подобная ситуация и в других районах республики, например, в Грахово или Кизнере, никого не успокаивали.
"Двигать экономику должен малый и средний бизнес!" - такую мантру "задвигают" нам уже не один десяток лет со всех высоких трибун, существенно облегчив задачи с государства.
Частник, который с трудом но все-таки согласился заняться смежным бизнесом – автоперевозками в районе, благодаря Владимиру Геннадьевичу в первую очередь, нашелся. Сколько тогда было разных собраний, совещаний, споров, вопросов, вряд ли уже кто вспомнит. Я помню. Помню, как приходилось лично заключать контракт со мной, как с физическим лицом, чтобы автобусное движение по селу не прерывалось. Договоры и сейчас в столе хранятся. Сложно было объяснить населению старшего и среднего возраста, привыкнувших к тому, что государство берет на себя часть забот по перевозкам, оплачивает льготы и выстраивает расписание маршрутов вне зависимости от финансовой составляющей. Было и не стало. У нас так не только по автобусам случилось.
Договаривались, спорили, ругались, выплескивали эмоции – в результате первые рейсы пошли по Вавожу, а затем и до практически всех больших населенных пунктов района. Успели привыкнуть, хотя, конечно, не всегда устраивало расписание. Здесь детей нужно в выходные на учебу отправить, здесь в больницу не попадешь ко времени. Предприниматель Александр Лопатин запустил несколько микроавтобусов по селу и району, и даже приобрел в долг автобус побольше – нужда такая была.
Казалось бы, социальное напряжение сняли? Не тут-то было. Первые "звоночки" прозвенели сразу из нескольких населенных пунктов. Первым был Какмож, то есть, то место, откуда и шло большинство жалоб на отсутствие рейсовых маршрутов. Таксисты прямо за несколько минут до рейсового автобуса забирали пассажиров с остановки, в результате автобус катался туда-сюда без пассажиров. Дальше к акции "Нам тоже нужно кормить семьи" присоединились "перевозчики" из Водзимонья, Гурезь-Пудги, Волипельги. Люди вроде бы довольны, за ту же цену доезжают до пункта назначения в тепле и комфорте. Недовольным остался перевозчик, официально осуществляющий рейсы, платящий кредит за новый автобус, налоги и сборы, лицензию и выплачивающий зарплату водителям маршруток. А что, так можно было?
- Мне проще всего сегодня закрыть автобусное движение. Есть другие направления работы. Кто-то придет сюда? Будет перевозить? Нужна ремонтная база, техника на подстраховку. В отличие от таксистов, которые сами определяют себе время работы, могут работать – могут не работать, у меня расписание четко определено, я не могу его нарушать. Автобус ждут к определенному времени, иначе зачем все это было затевать? - рассуждает единственный официальный перевозчик Александр Лопатин. - Думаете, цены на проезд не поднимутся, если автобусов не станет? Или кто-то поедет туда где нет выгоды? Под тем же лозунгом "Нам тоже нужно кормить семьи", но заметьте не платить никаких налогов и отчислений, нелегалы запросто задерут цены вверх. Условно говоря, кто-то повезет бабу Катю из Брызгалово или школьницу из Силкино за такую плату? Нет!
Давайте посчитаем затраты:
- получить лицензию стоимостью 8 000 рублей
- налоги за водителей
- транспортный налог за каждую машину 6 000 рублей
- страховка пассажиров 10 000 рублей
- техосмотр 1 500 рублей – раз в полгода на каждую машину
- предрейсовый осмотр 1 650 рублей
- кредит за новый автобус, который иногда тоже ломается
- газели: запчасти плюс работа автослесарей
Это, что приходит в голову в первую очередь, получается мне, чтобы возить людей, нужно потратиться. А кто-то по наезженным маршрутам проезжает и собирает деньги? Я никогда и ни с кем не воевал. Работы хватит на всех. Но, ребята, так-то зачем делать? Готов встретиться с каждым, за чашкой чая ситуацию обсудить, чтобы всем интересно было. Нет, у некоторых позиция: Лопатин нас выгоняет, ущемляет, заявляет. Вот так точно нельзя работать.
- Александр, знаю, что Вам в претензию выдвигают, что Вы не обилечиваете пассажиров.
- Мы можем посадить и контролера, но цена на билет увеличится, за счет чего-то нужно будет ему платить. Кому-то это надо? Сегодня цена на билет по селу 20-30 рублей. Пенсионерам при предъявлении пенсионного удостоверения мы делаем скидку 5 -10 рублей, а нелегалы готовы делать льготы?
- Можно долго рассуждать, кто виноват. А вот что делать в этой ситуации?
- Я вижу выход в создании официальной службы такси, с гарантиями, понятными правилами. Такие сегодня есть и в Можге, и в Уве, и даже в Сюмсях две конторы. Все, кто хочет работать, пусть это делают легально без споров и войн. Будет официальное такси, не будет и проблем и конкуренции нездоровой с автобусными маршрутами.
Глава района Олег Овчинников: "Безусловно, мы будем поддерживать официального перевозчика. Потому что понимаем, что будет, если автобусных рейсов не станет. С другой стороны уверены, что нужна официальная служба такси. Мы готовы сегодня сотрудничать с представителями перевозчиков, готовы помочь тем, кто возьмет на себя ответственность по ее созданию. Стоянку для службы, как и для всего населения, за библиотекой в райцентре будем расширять и благоустраивать. Если вдруг у кого-то появится желание похулиганить, сообщу, что видеонаблюдение будет установлено в центре, чтобы защищать наши арт-объекты и отслеживать нарушителей, в том числе и при помощи полиции".
Глава поселения "Вавожское" Николай Торхов: "Знаки "Остановка запрещена" установили вдоль здания Почты. ГИБДД просят табличку с метражом зоны действия, в ближайшее время мы ее установим. Думаю, что всем населением скидывались и делали два красивых сквера в центре села не для того, чтобы рядом устраивать мусорку. Машины можно оставлять и на стоянке за библиотекой. Также у нас есть желание разгрузить от машин территорию на улице Советская недалеко от редакции, часть машин можно было бы оставлять на территории бывшего рынка, там площади освободились. В Селтах, например, территория у самого популярного магазина свободна, стоянка и вовсе через дорогу располагается. Ходят, никто не возмущается".
А что думаете по этой ситуации вы, уважаемые читатели? В социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассники" мы запускаем опрос о ситуации на злобу дня.
Справедливости ради, ждем реакции перевозчиков, готовы опубликовать их мнение могут ли такси работать, не мешая автобусным маршрутам, кто возьмет на себя ответственность, если, не дай Бог, маршрутки перестанут работать, готовы ли выйти из тени и платить налоги, как это делает большинство работающих граждан? Анонимность обращений гарантируем.
А вот будет ли гарантия, что сами люди, предпочитающие автобусу нелегалов, не будут впоследствии раскаиваться – не даст никто.
Статья 17. Пункт 3 Конституции РФ: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
"Гражданин, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина"
Максимилиан Робеспьер