Воршудно-родовые группы, издревле населявшим территорию вавожского края, будут представлены на празднике. Это - "Можга", "Монья", "Пельга", "Пудга", "Докья", "Бия", "Какся".
В рамках подготовки к празднику специалисты Вавожской районной библиотеки начинают знакомить вас, уважаемые жители Вавожского района, с материалами, посвященными данной теме.
Так, согласно монографии известного удмуртского этнографа, профессора Михаила Гавриловича Атаманова "От Дондыкара до Урсыгурта: из истории удмуртских регионов", на территории современного Вавожского района выявлены следы 11 удмуртских воршудно-родовых групп. Следует отметить, что все они являются выходцами из среды калмезов.
Кочежгурт, Берлуд, Старое Жуё, Новотроицк, Мырк Ошмес, Изоил, Уйвай-Пельга, Удмуртская Изопельга. Это одна из многочисленных и типичных южноудмуртских воршудно-родовых групп, населяющих бассейны р. Иж, Тоймы (бассейн реки Камы), Умяк (бассейн реки Вятки); в бассейн же реки Валы, на территорию Вавожского и Увинского районов, пельгинцы прибыли с южных прикамских районов в давние времена; судя по переписи 1710 г., многие деревни воршуда Пельга уже существовали в бассейне р. Валы.
Воршудно-родовая группа Монья населяла 5 селений района: Монья, Водзимонье, Новое Водзимонье, Верхние Итчи, Нижние Итчи.
Прародина этого воршуда не определена, но в бассейне Валы и Кильмези они живут с давних пор.
Воршудно-родовая группа Какся относится к числу крупнейших и широко расселившихся. Как и у Моньи, у воршуда Какся прародину ныне невозможно определить, но на калмезской территории его члены также живут с древних времен. На территории района потомки воршуда Какся жили в населенных пунктах Старые Какси, Новые Какси, Зяглуд (озлуд)-Какся, Малый Зяглуд, Зеленая Роща. Без сомнения, местом древнего поселения членов воршуда Какся был бассейн Вятки. Под напором марийской и русской колонизации они расселились по всему бассейну Кильмези, особенно по ее левому притоку – р. Вале, дошли до северной и южной Удмуртии и вплоть до Приуралья.
Пудга – малочисленная воршудно-родовая группа калмезов, на территории Вавожского района ее потомки живут в деревнях Зяглуд, Большая Гурезь-Пудга, Малая Гурезь-Пудга.
Бия – типичный калмезский род, нигде, кроме бассейна реки Кильмези и ее притока Валы, следов его не выявлено. Подобно другим воршудно- родовым группам, биинцы не переселились за пределы племенной территории.
...Судя по одному преданию, записанному в деревне Бия Вавожского района, "в древние времена удмурты жили на западе, за рекой Вяткой. Там у них вокруг Ваткакара (Хлынов, совр. Киров) было свое царство. Своей землей, своим царством они сами управляли. Когда русский царь захватил их приграничные кары (укрепленные поселения, крепости), а удмурты с этим не были согласны, тогда русский царь им сказал: "Уходите отсюда подальше, в глухие леса и живите там вместе с дикими зверями".
Не хотелось удмуртам расставаться со своей родиной и оставлять своего царства, но русский царь силой изгнал их на восток, где раньше были непроходимые дремучие леса. Не выдержав натиска русского царя, они уходили все дальше и дальше, до тех мест, где ныне находятся Малмыжский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский уезды. Предводителем одного из племен удмуртов был Тутой-батыр. Очень приглянулось Тутою место в глубине непроходимого леса, на берегу р. Валы. А еще более из-за того, что русские никак не смогли пройти через этот лес. Тутою захотелось здесь поселить свой родной удмуртский народ" (Ватка но Калмез 1971:129-131).
Предание преданием, но члены воршуда Бия до сих пор живут в бассейне Валы, в богатых удмуртских деревнях Вавожского района, а в округе – русские деревни, рядом – Кировская область.
Воршудно-родовая группа Котья населяла две деревни – Котья и Нюрдор-Котья. В пределах XVI-XVII вв. часть котьинцев переселилась в Приуралье – их потомки ныне живут в д. Старый Калмияр Татышлинского района Башкортостана. Кроме этих селений, у этого древнего воршуда нигде следов не сохранилось, даже в топонимии.
Выявлены еще следы таких воршудных групп, как Чудья (д. Чудзялуд; судя по переписи 1710 г., в деревне жили и члены воршуда Можга и селение в то время называлось Чудьи-Можга с 22 дворами жителей); Уча (д. Буд-Уча), Икъя (д. Шилозвай), Моля (д. Маля).
Судя по воршудно-родовому составу жителей Вавожского района, эта территория издревле заселена воршудными группами калмезского племенного объединения. Из среды северных удмуртов-ватка ни одна воршудно-родовая группа сюда не проникла. С нижневятско-волжского региона, с Арской земли проникли воршудно-родовые группы (вероятно, еще в булгарские времена) и Уча (скорее всего, после падения Казанского ханства и Арского княжества в середине XVI в.); из южной Удмуртии прибыли и поселились на территории южной и центральной части района члены крупного воршудного объединения Пельга. Другие воршудно-родовые группы связаны с калмезами и их территорией.
Узнать больше о воршудах и воршудно-родовых группах, населяющих территорию Удмуртской Республики, можно посетив библиотеку и ознакомившись с информационным продуктом – рекомендательным списком литературы "Воршуд – покровитель рода", подготовленным специалистами Вавожской центральной районной библиотеки.