Вячеслав Митрофанов – вахтовик почти с двадцатилетним стажем. Сейчас находится дома, ждет вызова, из-за ситуации с коронавирусом, его предприятие временно убавило объемы работы. Что заставляет его вновь и вновь собирать сумку и отправиться в дорогу, как работается в тысячах километрах от дома, чем запомнились места, где побывал. Беседуем с ним об этом и другом.
- Нынешнее место работы у меня – Солнцевский угольный разрез на Сахалине, водитель погрузчика. У меня погрузчик Komatsu шестикубовый. Месяц отработал, месяц – межвахта. Работа нелегкая, 12-часовой рабочий день (с 8 утра до 8 часов вечера). Для того, чтобы вовремя добраться от общежития до угольного разреза, приходится вставать в пять утра. Вечером пока путевку сдаешь, медика проходишь, едешь до города, уже полдесятого-десять. А еще надо ужин приготовить, покушать, на разрезе кормят только обедом. Условия проживания устраивают: в общежитии четырех-шестиместные комнаты, в них душ, туалет, стиральная машина. На каждом этаже кухня на две плиты, микроволновка.
- Сахалин считается одним из красивых мест с большим разнообразием животных и растений. Какие у тебя впечатления?
- Да, природа необычная, там сопки (высокие холмы или небольшие горы). Между ними лес, говорят, что местные и грибы собирают. Но опасно, гуляют медведи, они и в город заходят.
- Где в других местах работал?
- С конца 2001 года ездил на Север. Шесть лет проработал в Ямало-Ненецком национальном округе (п.Пурпе). Семь лет – на полуострове Ямал (газовое месторождение "Бованенково"). В Якутии (г.Ленск) строил газопровод, там примерно год проработал. В Якутии очень красивая природа – тайга, воздух чистый. Летом дневная температура доходит до плюс 40-50, но ночью опускается до плюс 10. Зимой до минус 50 доходит. Такая годовая амплитуда температуры. Холод я легче переношу, а летом, когда 40-50, тяжело. На здоровье сильно сказывается, особенно у кого давление скачет.
До сентября прошлого года два раза с перерывами ездил на остров Котельный. Это Крайний север, омывается морем Лаптевых – окраинным морем Северного Ледовитого океана. Там постоянно сильные ветра, что зимой, что летом. Лета в привычном нашем понимании нет, самая высокая температура может подняться до +10 и то, наверное, недели на две. В одиночку там не разрешали нам ходить, хотя от наших вагончиков до ремонтной мастерской идти было метров 500, – болота, ветра и белые медведи. Медведи приходят прямо к городку. В метрах 100-150 видел, когда в тракторе находился. Песцы бегают, их даже с рук кормили. А так на острове ничего интересного нет, пустынно. Зимой ветра на острове настолько сильные, что порой большой трактор сносит. Бывает, метет сильно, тогда сидишь целый день, никуда не выходишь, только в столовую покушать.
Работа на острове была связана с обслуживанием военного городка. Что плохо? Ты здесь сильно зависишь от военных. Набирает работодатель людей, подписываешь с ним договор, и ждешь в общежитии в Омске, когда самолет будет. Сколько там просидишь – неизвестно, говорят, бывало, и по 2 месяца сидели. В первый раз мне повезло, улетел почти сразу, во второй раз пришлось ждать около месяца. Прилетает ИЛ – большой грузовой самолет, грузит стройматериалы, запчасти, другой груз, продовольствие. И мы среди всего этого летим, а лететь долго: из Омска до Тикси (перевалочный пункт) восемь часов полета. Тикси – поселок городского типа на берегу моря Лаптевых в устье реки Лена, один из самых северных населенных пунктов России, находится за полярным кругом. Вымирающий поселок, огромное количество домов стоит пустыми. Недалеко располагается военная база. Из Тикси на остров Котельный вылетаешь на вертолете. Это еще три-четыре часа полета.
- В чем заключалась твоя работа?
- На острове – военный городок. Обслуживали дороги, подъезды. Обеспечивали водой и военных, и рабочих. Возил снег на площадку, потом погрузчиком загружал снегоотапливатель. Проходя через фильтры, вода собирается в бочки. Снега для растапливания надо много, от трехкубового ковша, может, литров 200 выходит. Летом воду брали из озера.
- А в столовой как кормят?
- В 2016-м хорошо кормили. Кроме обедов в столовой, сухой паек еще давали: конфеты, печенье, сахар, кофе, орехи и т.п. А в 2019-м стало похуже. Когда работал на Ямале, не нравилось мясо, как губка была. Говорили, что бразильская свинина. После Ямала же перестал любить печень, голубцы. Там народу много, чтобы прокормить всех, закупали, видимо, продукты отовсюду.
- Сигареты где достаете?
- Курево через военных можно достать, но дорого, или своим же, кто летит, заказываешь. Конечно, это неудобно. Кроме того, сигаретами сумку забиваешь, вместо того, чтобы какие-то продукты из дому взять. Восемь-десять блоков надо, если на два месяца едешь. Смотришь: неужели я столько выкуриваю, считаешь, во сколько это обходится. Одним словом, лет десять назад я бросил курить. Но не на всех это действует. Кто как достает. И "стреляют" ходят. На острове Котельный я оба раза по шесть месяцев был. Если бы доставка нормальная была, можно там работать. Но добираться, как уже сказал, тяжело. Можешь и месяц сидеть и ждать, пока военные подъедут. В последний раз, когда домой ехал, в Тикси три недели сидели ждали самолет. В конце концов, самолет прилетел, и нас вообще вместо Омска в Улан-Удэ закинули. Еще минус: каждый раз, когда отработаешь четыре или шесть месяцев, тебя увольняют, и ждешь, когда следующий раз вызовут, и вызовут ли. Если вызывают, новый контракт заключаешь.
- Чем заполняете свободное время?
- На острове Котельный, например, нет ни интернета, ни телевизора. В первую вахту из своих же железок сделали спортивные снаряды, свою тренажерку, чтобы чем-то заняться.
- Чем еще останется в памяти Крайний север?
- Один раз покупался в море Лаптевых. Конечно, тайком. Ездил на выгрузку вертолета, поставил трактор, и залез в воду. Быстро все: нырнул, вынырнул, сентябрь был уже, снег лежал.
- Вячеслав, говоришь, что на Севере деньги не так легко достаются, почему тогда едешь, а не здесь где-то устраиваешься? Романтика дальних дорог?
- За столько лет никакой романтики уже не видишь в дороге, просто привык к такому графику работы. Дисциплина: утром медик, вечером – медик. В общежитии тоже строго. А разве тут в колхозах легко? Начиная с посевной, с раннего утра до позднего вечера занят. И лета толком не видишь. Там свое отработал и отдыхаешь. И дома успеваешь что-то сделать. Если о зарплате, она сильно не растет. В 2007 году на Ямал поехал, зарплата была хорошая, но до 2014 года она такой и осталась. Сейчас, думаю, зарплата сравнима с зарплатой передовых механизаторов в наших богатых колхозах. Много или это мало – кому как. Работы на севере много, кто хочет, тот найдет, вот только не везде зарплата достойная. На Сахалин нашел работу через интернет, ни знакомых, никого не было, про Солнцевский разрез даже и не знал. На сайте вакансий hh.ru подал заявку, хотя несильно верил в то, что так можно устроиться в серьезные компании. Получается, сейчас любой может устроиться на работу вахтовым методом через интернет, если он не боится один уехать и если есть желание работать. Многие знакомые меня просят: "Давай, помоги устроиться". Но у меня никаких связей нет, если только доля здорового авантюризма. Я просто иду и устраиваюсь. Такая работа не всем по душе. У меня родственник съездил на Север и сказал: "Нанюхался мужских носков", теперь работает дальнобойщиком, живет, можно сказать, на колесах, дом, семью толком не видит, но говорит, что это лучше.
-По чему больше всего скучаешь вдали от дома?
- По природе, родина она есть родина. Дома даже воздух другой. Как-то в Соль-Илецк съездили с семьей. По пути домой, когда уже заехали в Алнашский район, супруга говорит: "Останови машину. Выйду, "выпью" удмуртский воздух, поцелую родную землюшку". Сколько бы ни ездил, каждый раз и я такие же чувства испытываю при возвращении.