"На взлете", - говорят про него в отрасли. Работает с желанием, много занимается с детьми по туризму, и есть результаты. Активный, инициативный, интересна ему проектная деятельность. Любят его дети и как классного руководителя. Сегодня Николай Ирисов – мой собеседник.
- Николай Геннадьевич, учитель ОБЖ – Ваша профессия по диплому?
- У меня педагогическое образование. В 2003 году поступил на спортфак УдГУ. После окончания сходил в армию. В 2011-м приехал домой, ко мне подошла директор Водзимонской школы на тот момент Кузнецова Ольга Анатольевна и предложила работать в качестве учителя ОБЖ, дополнительно дала уроки физкультуры в начальных классах. А выбор будущей профессии определил, наверное, Владимир Дмитриевич Лебедев, физрук, в школе мне нравилось заниматься спортивной деятельностью. Поэтому, несмотря на то, что мама и старшие братья хотели, чтобы я поступал в сельхоз, решил идти в УдГУ. Учился с удовольствием, ребята были классные, сдружились за годы общения. Я нисколько не пожалел, что там учился. Но теперь, когда работаю в школе и вижу, как живут сельские труженики (работники СХПК "Колос") иногда возникает мысль, что может, надо было поступать в сельхоз. В плане благ (дом, машина и т.д.) молодые педагоги отстают. Тем не менее, мне нравится моя работа. С детьми мне интересно. А как сложилась бы судьба в колхозе, не знаю, может, успешно, может, нет.
- Туризмом сразу начали заниматься?
- Когда пришел в школу, той же осенью состоялся районный туристический слет работников образования. Мне позвонила Татьяна Медведева, которая тогда работала в УНО, и позвала в свою команду. Там заметили, что я - человек активный, могу по туризму работать, и Ольга Агафоновна (директор РЦДТ) Неустроева предложила вести занятия с ребятами. Сначала у меня было четыре часа занятий, потом шесть сделали. Что касается каких-то успехов по туризму, надо сказать, что стать лучшим на районном уровне легко, здесь особой подготовки и не требуется. Энтузиазм ребят, немного чему-то научил их, и если не будут путаться, команда выиграет. Однако очень тяжело после того, как выиграешь, выступать в республике, потому что технический уровень очень сильно отличается от районного. Там большой упор делается именно на техническую сторону. Например, перед тобой река, надо перейти ее наведением веревочной переправы. Это сам ребенок должен навести веревочные перила. Надо проделать очень много работы, чтобы научить их этому. И таких этапов много.
- Получается, необходимо усложнять районные соревнования?
- Надо, но для этого в каждой школе должны быть веревки, карабины, системы и другой инвентарь. Туризм – дорогой вид спорта. Чтобы экипировать одного участника, нужно не менее 1000 рублей, поэтому район работает в свою силу. В 2018 году мы выиграли соревнования в Дебесах. Было радостно за ребят, за себя, что мы наконец-то смогли стать лучшими. На предыдущих не получалось в призы попасть.
- Насколько знаю, Водзимонье - один из центров военно-патриотического воспитания под Вашим руководством…
- Я бы не выделил здесь себя среди других. У меня такой же центр, как, например, в Нюрдор-Котье, Каменном Ключе, Волкове, Волипельге… Инициатором развития военно-патриотического движения был Сергей Зорин. Благодаря его настойчивости в районе теперь работает клуб "Патриот", куда входят мои ребята и нюрдор-котьинские , мы с Трухиным работаем на пару. По линии патриотики проходит ряд соревнований, в которых мы успешно участвуем. Мы – это не только водзимонские ребята, а в целом Вавожского района. Последние два года в Вавоже проходила спартакиада ребят допризывного возраста, и два года ее команда района успешно выигрывала. В молодежном центре сейчас выстроена правильная политика. Прежде чем куда –то выехать, мы спартакиаду проводим у себя, выявляем лучших спортсменов, формируем из них команду. В итоге у нас получается мощная команда, и есть результаты. Благодаря тому, что выиграли, мы съездили на военно-спортивные соревнования "Отчизны верные сыны" в Оренбург. В составе команды были водзимонские, каменноключинские ребята и один зямбайский. Представляли Удмуртию, выступили достойно, общекомандного места не привезли, но добрались до призов в номинациях: 3 место в беге на 100 метров и метании гранаты . Мероприятие проходило на территории военного городка. Жили в палатках по военным условиям, за неделю ребята почувствовали , что такое армейская жизнь. Было классно, интересно, мы в течение года вспоминали с ними эту поездку.
- Тяжело приобщать ребят к тому, чем занимаетесь?
- У меня получается заинтересовать ребят, занимаются с удовольствием. Нахожу, наверное, нужные слова, какие-то примеры удачные. Но здесь еще большая роль принадлежит родителям, без их поддержки, согласия, не удалось бы выехать с ребятами на многие соревнования.
- Что можно сказать о физическом состоянии нынешних детей?
- Возьмем те соревнования, где мы выигрывали два последних года. Там много этапов физического плана: бег, метание, прыжки и т.д. Сельские ребята здесь показывают очень хорошие результаты, по сравнению с городскими. Сельские в плане физической подготовки на полголовы выше. В техническом плане лучше городские ребята. Развивать в техническом плане в городах возможностей больше, скажем, в Ижевске, Сарапуле. У нас это западает.
- Учительские кадры стареют. На Ваш взгляд, как можно привлечь в школу молодых учителей?
- Что сейчас молодежи надо? Желательно все и сразу. Это все будет – условия для работы, жилье, зарплата - отпадет необходимость и в каких-либо соцконтрактах, специалисты пойдут в школу. Сейчас как получается? Скажем, захотел человек прийти в школу, ему нужна квартира , подъемные. Подъемные дают, но что решат эти 40-60 тысяч (сколько ?). Считается, что педагоги в районе в среднем получают 30тыс. рублей. Но для этого надо работать не на одну ставку, многие вынуждены брать две ставки. А как быть молодому специалисту, пришедшему сразу после вуза? Тоже две ставки взять? В советское время учителям выделяли хоть какое-то жилье. Конечно, было бы неплохо, если сейчас так давали. Специалист некоторое время поработал бы, посмотрел, правильно он пришел в школу, его не его это место. Может, за это время с кем-то познакомился бы, сошлись, и уже легче.
- Вы с супругой работаете в одной отрасли. Какие в этом плюсы и минусы?
- Общие темы для общения - это плюс. Минус – я и она получаем средненькую зарплату, в другой отрасли, может быть, я больше зарабатывал.
- Знаю, что строите большой дом. Субсидию получили?
- Строимся на зарплату, сколько-то помогают родители. Материнский капитал помог. А субсидии все как-то мимо нас, в одной очереди стоим до сих пор, но она по-моему не двигается, многодетные проходят, мы – на своем месте стоим. Хотели через Россельхозбанк взять так называемую 3-процентную ипотеку, но там большие "подводные камни", и очень сложная система. Строительные организации за стройку неохотно берутся, и большие суммы им надо отправлять, все деньги через них проходят. Их мы не увидим. Мы в семье пообсуждали и отказались от этой затеи. Это, наверное, хорошо для городских, кто захотел в село переехать, наняли фирму, и построили дом. А я, как сельский житель, если бы мне дали эту сумму , половину бы сэкономил за счет своей работы, на какое-то развитие мог направить. По существующим же условиям получается , что возьмешь такой большой кредит, потом думай, как отдавать, поэтому мы не стали его брать.
- Вам не предлагали работу в Вавожской школе?
-Предлагали, но я не хочу. Мне нравится в своей Водзимонской школе, детки свои, учителя, стены родные, мама там живет. К тому же зарплата одинаковая, что в Вавожской школе, что в Водзимонской.
-Свои дети испытывают на себе, что их папа занимается туризмом, военно-патриотическим воспитанием?
- Сыну шесть лет, с ним вместе мы на рыбалку ходим, нравится ему гулять со мной. В прошлом году всей семьей рыжики собирали. Есть планы сплавиться по реке Вала на лодке или байдарке. Периодически спортивные снаряжения я домой приношу. Недавно купил новый рюкзак. Все посмотрел, карманы открыл, залез в рюкзак. Дочь туда же, ей сейчас три года.
- Давайте поговорим про проект, который Вы написали.
- Проект, который написал в этом году, предполагает сооружение автогородка для Водзимонской школы. Запрашиваемая сумма - почти 300 тыс. рублей, плюс - софинансирование , общая стоимость подходит к 500 тысячам. Сейчас проект на стадии рассмотрения. Над ним мы работали коллективно, наша команда, как мы называем себя, - это Николаевна, Викторовна, Олеговна и Геннадьевич. Проект актуален для нашего района, автогородка у нас нет. Это позволит, начиная с садика, приобщать детей к правилам дорожного движения. В автогородке будут светофоры, как для водителей, так и пешеходов, велосипеды для начальных классов и подростков. Есть веломобили, отцепная передача, давишь и едешь. По софинансированию: Водзимонская школа должна будет на пришкольной территории нарисовать мини-дорогу с проезжей частью, перекрестками, пешеходными переходами и т.д. И у нас будет мини-автогородок, где можно знакомить детей с правилами движения, с целью предотвращения потом случаев травматизма на дорогах.
- Как о классном руководителе, хорошо говорят о Вас…
- Классное руководство педагогу необходимо, это возможность общаться с детьми вне рамок школы, в неформальной обстановке. Мне нравится, когда какие-то мероприятия проходят за рамками школы. Мы с классом и ребятами помладше, к примеру, ходили в поход, где я ребят узнал с другой стороны, они меня с другой стороны узнали. Я больше педагог – практик, общаюсь с детьми через практическую деятельность, сидеть только в кабинете мне тяжело, неинтересно.
- Расскажите о планах, мечте.
- Если говорить о педагогической деятельности, есть мечта вместе со своей командой написать еще один проект – по созданию центра туризма в Вавожском районе. Как это реализовать, пока представляется смутно. Здесь надо грамотно сформулировать проблему, от которой плясать. Надо до населения донести культуру туризма. Возможно, провести лекции, мастер-классы, где обучал бы, как правильно сходить в поход с семьей, классом и т.д. Сейчас приходишь в лес – там бутылка, тут бутылка. Второе: у населения сейчас есть возможность выехать за пределы республики, но для этого необходимо каждому туристу иметь хотя бы минимальный набор снаряжения, что недешево, если брать на один раз. А если будет такой центр, появится возможность за небольшую плату отдавать снаряжение в аренду. Тогда более широкий круг людей ездил бы в походы, чтобы поправить свое здоровье, повидать мир. Пока думаю, как это можно сделать.
В спортивном плане хотелось бы наконец, чтобы команда попала в призы не только в номинациях, а по итогам всех этапов.
Что касается планов личных – хочу написать проект по пчеловодству. Сейчас есть соцконтракты. Если после написания проекта сумму одобрят, ты можешь заниматься своим делом. Я хочу заниматься пчеловодством, чтобы помочь семейному бюджету. Опыт в данном деле пока еще небольшой, три года назад приобщился к пчеловодству. Ну, и надо достроить дом, когда это будет, сложно сказать, учитывая наши реалии.
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Не мечтаете о должности директора школы?
- Быть руководителем, наверное, не мое. Руководителю приходится много сидеть с документацией, с этим лучше справляются женщины. Они от природы скрупулезны. Выше уже сказал, что я учитель-практик. Я получаю удовольствие от того, чем сейчас занимаюсь. Администрация школы дает работать, те мероприятия, соревнования, которые задумал, помогают реализовать.
- Кроме Оренбурга куда –то далеко выезжали?
- В 2018 году я обучился на инструктора по туризму в Крыму. По горам походили, Бахчисарае побывали. Очень хотелось бы теперь свозить туда ребят, пройтись с ними по тем тропам, где сам побывал.