- Электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий – это новое не только для нас, но и для республики, и для России в целом. Раньше мы воспринимали дистанционный формат обучения, как вынужденную временную меру на период морозных дней, непродолжительного карантина, и никак не могли предположить, что это растянется на целую четверть и станет настоящим испытанием для учителей, учеников и родителей. В полной мере никто не был готов к этому не только в профессиональном плане, но и психологическом. Особенно тяжело было первые две недели, очень сложно было перестраиваться. Если при обычной очной форме обучения ребятам старших и средних классов не требовалась помощь родителей, то в условиях дистанционного обучения участие родителей просто необходимо. А как обучать в дистанционном формате начальные классы? У нас даже никаких методических рекомендаций нет. Вообще невозможно представить, как учащиеся 1-2 классов могут заниматься дистанционно, когда дети не научились еще ручку как следует держать в руках. Мы их должны учить чтению, письму, счету. Для начальной школы – это проблема из проблем. Словом, были очень большие трудности. Кроме того, не везде в населенных пунктах есть хороший интернет. Если в Вавоже скорость интернета получше, то в районе есть населенные пункты, где интернет работает плохо, с перебоями, т.е. возникают технические проблемы. Поэтому учителя использовали не только интернет-технологии и интернет-платформы, но и все другие возможные средства связи. Это и сотовые телефоны, и прочие гаджеты.
Наша главная задача – выполнить образовательную программу и обеспечить необходимое содержание. Благодаря оптимизации нагрузки, думаю, школы справятся, и учебные планы по содержанию курсов по предметам будут выполнены. 25 мая закончили обучение начальные классы, 30 мая закончат все остальные.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить родителей за выдержку, терпение, за поддержку и понимание сложностей, которые возникали. Хочу поблагодарить учителей, которым тоже досталось, им приходилось с раннего утра до позднего вечера сидеть у компьютера, это большая нагрузка. Итоги будут подведены позже, но министр просвещения Кравцов уже сказал, что для нас это стало полезным опытом, мы поняли одну важную вещь, что обучение на расстоянии никогда не может заменить традиционную форму обучения. Его можно использовать в исключительных случаях, но заменить традиционную систему оно не сможет, потому что настоящий живой контакт учителя и ученика – это самый главный ресурс для обучения.
- Анатолий Владимирович, выше упомянули, что есть населенные пункты, где интернет "ловит" плохо. Отдельные учащиеся не пострадали вследствие дистанционного обучения?
- В районе насчитывается 2 070 учащихся, из них 2 000 имеют компьютерную технику и доступ к интернету. Из оставшихся половина не имеет компьютеров, у половины нет доступа в интернет. С этой категорией учителя работали в индивидуальном порядке.
С мая занятия проводятся в облегченном режиме, для учащихся 1-4-ых классов домашние задания не задаются. Но не надо путать домашнее задание с классно-урочными заданиями, т.е. учитель проводит занятие в онлайн-формате и, естественно, он может задать задание в течение дня. Ученик и родитель сами решают, какой объем они могут выполнить. Учитель им предлагает выполнить, ознакомиться, изучить информацию, т.е. по желанию. В таком режиме заканчиваем учебный год. Три четверти занимались в нормальном режиме, по многим предметам основной материал изучается в первой, второй и третьей четвертях, в четвертой идет повторение. Конечно, по некоторым в апреле еще шла новая тема. Но основание вывести объективные оценки у нас есть. Если у ученика произошло снижение результатов, мы всегда идем ему навстречу. Если возникают спорные оценки, как правило, вопрос решаем в пользу наивысшей. Думаю, что никаких серьезных проблем быть не должно. Конфликтные ситуации решаются с участием директора, заместителя директора по учебной части. В том случае, если с конфликтной ситуацией школа одна не может справиться, можно обратиться в УНО. Учителя прекрасно знают, что у всех стресс – учеников, родителей. В стрессовой ситуации все спорные вопросы должны решаться в пользу ученика.
- Что известно о летнем отдыхе детей?
- Сейчас уже понимаем, что в июне летняя оздоровительная кампания не начнется. Планируем работу пришкольных лагерей в основном в августе. Санитарно-эпидемиологические заключения получены на все 17 лагерей. Во многих образовательных учреждениях нынче будут проходить капитальные ремонты – этим летом будут ремонтироваться восемь объектов образования, в основном школы, есть и детские сады. Срок выполнения работ – июнь-июль. Средства на организацию летнего отдыха выделены.
Выпускные вечера, возможно, состоятся, это будет зависеть от ситуации с пандемией коронавируса, но районного выпускного бала точно не будет. Последние звонки будут проходить в исключительно в онлайн-формате. Сейчас школы предлагают свои различные идеи, варианты. Линеек, традиционных праздников, к сожалению, не будет.
9 классы завершают учебный год, ОГЭ (основной государственный экзамен) не проводится, а итоговые оценки будут выведены и выставлены в аттестат по итогам промежуточной аттестации и годовых отметок. Девятиклассники в июне свободны, могут готовиться подавать документы в средние профессиональные учебные заведения. Таких ребят бывает много, больше половины выпускников девятого класса продолжает обучение в СПО.
- Как будут дальше работать детские сады?
- Что касается детских садов – работают дежурные группы. На 21 мая в 12 образовательных организациях работало 17 дежурных групп. Их посещало 176 детей. Начиная с прошлой недели, идет увеличение детей в группах. В вавожских садах уже открыли вторые группы, и эта тенденция будет сохраняться. Позиция Правительства УР и министерства образования и науки УР – с 21 мая, кто приводит детей в сад, должны предъявить справку от педиатра о здоровье ребенка и справку от родителей, что они действительно работают, т.к. ограничительные меры сохраняются. Но количество дежурных групп будет увеличиваться. У нас в садах района работало до карантина 57 групп. Мы будем открывать группы по мере увеличения количества желающих.
- Расскажите об оказываемой поддержке семьям из льготных категорий…
- Республика оказывает поддержку семьям из категории малообеспеченных, многодетных, семей с детьми ОВЗ, инвалидами. На протяжении апреля, в мае льготным категориям выделялись продуктовые наборы. Всего таких продуктовых наборов поступает в район более 1 900. У нас работает горячая линия. Телефоны есть в соцсетях, на сайте, можно обратиться, уточнить, попадает семья в ту или иную категорию. Были уже две централизованные поставки, следующую ожидаем после 25 мая, в июне тоже будет.