Большой семинар по теме "Анай кыл анай йӧлын ӵош" ("Родной язык с молоком матери") провела районная библиотека, в чьих стенах больше пяти лет работает "Удмурт корка", ставший местом встреч людей, неравнодушных к судьбе удмуртского языка, к вопросам сохранения национальных традиций.
- Я очень рада, что актуальную проблему по обучению родному языку поднимаем по предложению районного отделения нашей общественной организации, - высказалась гостья, председатель "Удмурт нылкышно кенеш" ("Совет женщин-удмурток") в республике Надежда Степанова. "Удмурт нылкышно кенеш" является инициатором многих интересных дел: самый популярный из них – конкурс "Пичи чеберайёс но батыръёс", широко известен "Табань-клуб", работающий по развитию удмуртских семейных традиций и другие. Председатель удмуртского женского движения сама является примером в обучении детей родному языку. С первым ребенком в семье Степановых с рождения разговаривали только на удмуртском, в садике он быстро освоил и русский язык. Когда появилась дочь, семья решила идти путем билингвизма – папа общался с ней на русском языке, мама – на удмуртском. Сейчас девочке шесть лет, по словам Надежды Андреевны, у нее наступил такой период, что стала отвечать по-русски. "В таком случае родители часто сами переходят на русский, этого не надо делать", - говорит мама девочки.
- Когда поднимается вопрос обучения детей родному языку, чаще идет разговор про школу, а надо акцентировать внимание на детских садах, - уверена Надежда Степанова. Воспитатели – это вторые мамы. Кроме непосредственного обучения ребенка родному языку, они могут повлиять на родителей. На мероприятие были приглашены воспитатели и руководители дошкольных учреждений, которые презентовали мероприятия, проводимые с ребятами в целях приобщения их к родному языку, национальным традициям. В д/с "Березка" с.Вавож – это проект "Бабушка любимая моя", в Каменном Ключе – развлечение "Шудон корка", в д/с "Улыбка" с.Вавож – День родного языка и т.д. "Песни, традиции – это хорошо, но надо больше разговаривать с детьми, проговаривать слова на родном языке", - рекомендовала Надежда Степанова, ознакомившись с работой, проводимой в дошкольных учреждениях. Посоветовала, пока еще есть люди, которые знают старинные обряды и традиции, надо встречаться с ними, причем идти к ним домой. К примеру, мероприятие с привлечением бабушек, которое провела в д/с "Березка" воспитатель Надежда Вильмон, выиграло бы, если представители старшего поколения детей пригласили к себе в гости. Кстати, у воспитателя есть желание с будущего года перейти на углубленное обучение удмуртскому языку. Большой интерес вызвало выступление молодого воспитателя прогимназии им. К.Герда (г.Ижевск) Ирины Пантелеевой по теме "Лингво-коммуникативные проекты по развитию удмуртского языка в дошкольной среде". Она показала мастер-класс "Удмуртский язык через оригами". В процессе изготовления изделий дети проговаривают элементы предмета, цвет, форму, свои действия и т.д. Педагог считает, что в результате такого общения дети, не владеющие языком, начинают понимать его. На фоне этого малоубедительны утверждения воспитателей Новой Бии, Зямбая о том, что из-за того, что некоторые дети не понимают, языком общения, проведения занятий в большинстве случаев становится русский язык. Что касается кадров дошкольных учреждений, Надежда Степанова считает, что в удмуртских деревнях должны работать удмурты. Но если получилось так, что в таких садах часть воспитателей не владеют удмуртским, то, что мешает остальным общаться с детьми на родном языке. Кстати, со следующего года Глазовский пединститут начнет готовить воспитателей национальных садов.
В настоящее время есть уже богатый материал для обучения удмуртскому языку, есть мультфильмы, аудиокниги, фонограммы и т.д. Любой может приехать за опытом в прогимназию им. К.Герда, "Удмурт нылкышно кенеш" готов помочь установить с ними контакт. Заведующая отделом обслуживания детей Вавожской районной библиотеки Людмила Мухамадеева презентовала сайт Удмуртского центра билингвизма "Билингва", где также можно найти немало интересного. Главное, как отметила, председатель "Удмурт нылкышно кенеш", было бы желание у родителей, педагогов приобщить детей родному языку и упорство в достижении цели. Участниками встречи отмечалось отсутствие преемственности между детским садом и школой. К примеру, в Вавожской школе обучение удмуртскому языку организовано только для начального звена.
Украшением встречи стало присутствие на ней Нарине Манукян, представительницы армянской семьи из Новой Бии, с мамой Аллой. Девушка учится в восьмом классе, она прекрасно говорит по-удмуртски, успешно изучает его в школе, поет удмуртские песни. Когда Нарине пошла в садик, в семье единодушно решили, что она должна изучать язык того народа, среди которого она живет. "Позиция семьи, матери достойна уважения. Вдохновляющий пример", - высказала свое мнение Надежда Степанова. С интересом восприняли собравшиеся письмо нашей землячки Елены Родионовой, касающееся обсуждаемой темы. Елена Валерьевна замужем за венгром, на данный момент их семья живет в Москве. Приведу часть письма в переводе с удмуртского: "Родители ссылаются на садик, детский сад – на родителей. Покажите мне такого человека, который изучая язык только в школе, в оригинале читал бы Шекспира. Куда бы ни записывали ребенка родители, если они не будут разговаривать с ним сами, он не будет знать языка. Со своим ребенком я везде разговариваю только на удмуртском. Обучая ребенка родному языку, вы даете ему возможность глубже познать мир…".
- "Анай кыл анай йӧлын ӵош" ("Родной язык с молоком матери") — это, конечно, самая эффективная методика в обучении родному языку. Но мы сегодня понимаем, что кроме семьи, именно активная позиция воспитателей, руководителей дошкольных учреждений играет важную роль в сохранении удмуртского языка. Только благодаря совместной работе семьи, общественных организаций, образовательных учреждений можно изменить сложившуюся ситуацию, — отметила в своем выступлении Надежда Степанова. Одной из эффективных форм работы с семьёй, с ее слов, являются удмуртскоязычные клубы семейного общения в образовательных учреждениях. "Удмурт нылкышно кенеш" готов помочь в организации таких клубов. Гости из Ижевска предложили на семинаре и другие готовые рецепты, использование которых в работе помогло бы сделать шаг вперед в обучнении родному языку.