Просматривая истории в Instagram (это социальная сеть, где сейчас общается молодёжь посредством фотографий и коротких видеороликов), увидела знакомую картинку - выпуск Авангарда, где мы рассказали о Павле Звягинцеве - юном писателе. Надпись "Горжусь", сделанная девочкой на снимке, говорит о многом. Во-первых, это, безусловно, радует: районную газету читают школьники, делятся прочитанным с друзьями, оставляют комментарии. Это огромный плюс. Во-вторых, тема оказалась интересной для аудитории наших потенциальных подписчиков. Поэтому продолжаем.
Сегодня мы расскажем об удивительном мальчике. Матвею Железнякову 10 лет. Мы познакомились с ним в музее, и с первой минуты общения он покорил ярко выраженной исследовательской активностью. Наверняка все родители мальчиков прошли этот этап: не успели купить игрушку, а она уже разобрана, валяется ненужная. Интерес ребёнка к ней пропал, и он просит новую. А зачем ломал? Чтобы посмотреть что внутри… Это стандартная ситуация. Родители повздыхают и идут покупать новую забаву, которая также превратится в груду пластмассы. И ничего не поделаешь - познание мира так и происходит.
А вот у Матвея всё иначе. Он не просто познает мир, а творчески его преобразует. Сломалась, к примеру, машинка - разбирает. Делает это очень аккуратно. Деталька к детальке, в коробочку складывает запчасти, чтобы ничего не потерять, а потом думает, как это починить и куда можно применить. В голове его сразу несколько вариантов восстановления, и он не идёт по простому пути, не собирает такую же машинку, ведь с ней уже не будет так интересно. Матвей комбинирует детали от разных составляющих, усиливает их дополнительными элементами, и в итоге получается совершенно новая игрушка, обладающая другими функциями.
На самом деле это очень круто - созидать. В голове юного Кулибина зреет мысль сделать своими руками газонокосилку. Он уже знает, что понадобится для того, чтобы собрать нужную в хозяйстве вещь. Практически всё для этого имеется в его распоряжении. Вполне возможно, совсем скоро газонокосилка Матвея станет подспорьем для дачников. Мальчик продумывает всё до мельчайших деталей, и основной посыл его изобретательского таланта - свести к минимуму ручной труд. Если это может сделать машина, зачем человеку уставать.
Свои гениальные идеи четвероклассник Матвей Железняков записывает, чтобы не забыть. В его тетради, которую он показал, подробнейшие схемы с описанием. Схемы рождаются не сразу в готовом виде. Он дорабатывает, продумывает варианты замены основных элементов. В ход идёт всё - трубки от капельниц, шприцы, пластмассовые яйца от киндер-сюрпризов, батарейки кроны.
Вот, казалось бы, человечество давно пользуется ножницами, ножом, а у Матвея есть подробная схема-идея сделать резак для бумаги.
- Зачем нужен резак? – возникает невольный вопрос.
- Мне хочется его сделать, потому что он быстрее и безопаснее разрежет бумагу ровно там, где нужно.
Вроде ребёнок, но с мозгами взрослого гения.
Тяга к созиданию у Матвея обнаружилась рано. Уже в 3 года, когда все дети в песочнице куличи лепили, выходил гулять с молотком и гвоздями.
Забивая гвозди, знал все инструменты, их назначение. Ему разрешалось трогать, брать, помогать, делать самому под чётким контролем дедушки Виктора Сергеевича Левых, который для мальчика не просто друг, но и наставник, советчик.
Это очень важный воспитательный момент – когда есть рядом взрослый человек, поддерживающий, направляющий, одобряющий. Дедушка - авторитет и это здорово, потому что мальчики должны вырастать мужчинами, а не обласканными бабушкиными пирожками изнеженными "прынцами".
Матвей не сидит без дела, ему всегда есть чем заняться. Смастерил вентилятор, показал как работает. Картонная коробка с пропеллером и проводками. Видно, что делал сам. Вроде на вид детская поделка, но свои функции вентилятора выполняет исправно, в 2-х режимах, причём один режим явно турбо - сдувает бумаги со стола.
Была железная дорога. Разобрал, выбросил всю пластмассу, а железки складывал в таз.
- Я смотрю на каналах что можно сделать, и делаю.
- Как ты находишь такие каналы? Тебе кто-то подсказывает (речь идёт об английских познавательных каналах на YouTube)?
- Мне было лет шесть, я смотрел мультики, переключая их сам. Потом вдруг вижу мои штучки-моторы. О, это, конечно поинтереснее мультиков. На этих каналах подробно рассказывали, что можно смастерить. А так как у меня уже были детали от разобранной железной дороги, не раздумывая стал делать.
- Матвей, ты помнишь свою самую первую поделку? Ту, что ты сам собрал из подручных материалов.
- Это был вентилятор из пластиковой бутылки. Я отрезал донышко у обычной бутылки, перевернул его, закрепил лопасти, и моторчик.
- Ты сделал, всё заработало. Кому ты показал свое творение, кто первым похвалил тебя?
- Деду показал первому. Он сказал "Молодец!". Потом увидели мама и дядя Вова. Они похвалили, а мне понравилось очень делать своими руками, и я продолжил.
Мы говорили с Матвеем и его мамой Ольгой Головачёвой о совершенно серьезных вещах - о созидательной энергии, а Божьем промысле, об избранности талантливых людей. Ну, никак не могло в моей голове уместиться то, что ребёнок в 10 лет разбирается в электрических цепях, владеет целым арсеналом инструментов, которых нет порой даже у взрослых мужчин. Этот мальчик просит купить ему не пистоны, пульки и водяные пистолеты, а дрель и лобзик, да аккумуляторы помощнее и желательно сразу побольше.
Ощущение такое, что вложены в голову знания извне. Мальчишка степенно рассказывал о том, что старается развиваться сам, ищет, находит, анализирует, преобразовывает, конструирует. Сам. В 10 лет…
Скептики могут сказать, что взрослые лишили ребёнка детства, не видит он ничего кроме своих моторов. Это не так. Совершенно обычный ребёнок, приходит со школы, смотрит мультики. Любит Смешариков, детские мультипликационные каналы. Как все делает уроки, хорошо учится. Вот, правда по русскому и английскому языкам у него четверки. Технарь, одним словом. Но пообещал подтянуть английский, убедили его слова, что многие инструкции бывают на иностранном языке. После просмотра мультфильмов и выполнения уроков берет Матвей свои инструменты и идёт паять провода.
- Потому что надо. Ведь когда их закручиваешь, они распадаются, поэтому надо паять, - объясняет мне прописные истины ребёнок с умными взрослыми глазами.
Поработав в своём кабинете, который родители оборудовали для сына на балконе, Матвей возвращается и проверяет в действии свои очередные изобретения.
- Еще я делаю выключатели.
На мои такие наивно звучащие вопросы: "Какие выключатели? Свет включать?" отвечает терпеливо, сразу меняя нас местами. В этом диалоге он взрослый, а я ощущаю себя трёхлетним малышом, который вопросы-то задаёт, но ничего не понимает.
- Для чего выключатели, Матвей?
- Чтобы включать и выключать. Чтобы провода не держать в руках нужно поставить выключатель.
Понятно. Почти понятно. Он просто знает больше, чем может объяснить. С годами научится этот юный Кулибин доносить свои мысли популярно и доступно.
- А как ты догадался, что здесь нужен выключатель?
Продолжая допытываться до очевидных для него вещей, я все больше ощущаю себя совершенно несведущей в очевидных для него вещах.
Отвечает, но уже чувствуется в голосе недоумение: почему вы не понимаете?!
- Я видел приборы, видел, как они включаются и выключаются. Посмотрел в интернете как это можно сделать. Сначала у меня ничего не получалось, наверно я неправильно что-то делал. Опять посмотрел видео инструкции и получилось.
Понимаете, какой настойчивый? Терпение, желание добиться результата - явные его козыри.
Не только интернет помогает Матвею в увлечении. Когда-то давно, еще до ремонта, была у деда книжка. Там было много интересных вещей, связанных с электричеством. Матвей её прочитал, но это было давно. Сейчас книга пропала из поля зрения, а почитать её очень хочется. Надо найти. Конечно, этому ребёнку без таких книг нельзя.
О чем мечтает мальчик в 10 лет? О создании машины, которая могла бы максимально облегчить человеческий труд. "Если часто таскать кирпичи, цемент, то может быть грыжa, поэтому нужна машина", - объясняет выбор мечты юный техник. Аргумент. Соглашаемся. Такая машина нужна.
В классе, где учится герой нашего повествования, знают о его увлечении. С интересом рассматривают поделки, которые приносит Матвей, трогают, смотрят как все работает. "Молодец, скоро учёным станешь", - говорят одноклассники. Это звучит даже не как похвала, а как всем очевидное пророчество, которое сбудется.
Во всяком случае, своё будущее Матвей видит именно в этом ключе. Он не бросит свое увлечение, а будет развиваться в этом направлении, чтобы осуществить заветное желание быть настоящим изобретателем.
"Если вы обо мне напишете, я принесу эту газету в школу и покажу своей учительнице, чтобы она гордилась мной…", - эти слова, которые мы привели в колонке редактора в прошлом номере, принадлежат Матвею.
Мы написали, Матвей. Думаем, что весь наш Дмитровский район совсем скоро будет гордиться тобой.