Бюджетное учреждение Республики Алтай "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее-Центр) было создано на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 04.12.2000 г. № 341 и на сегодняшний день является единственным в регионе учреждением, предоставляющим комплекс реабилитационных услуг для детей. Ежегодно в стенах Центра успешно проходят реабилитацию свыше тысячи детей с ограниченными возможностями, оказывается более 45 000 социальных услуг.
С момента открытия учреждение успешно решает вопросы реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями, ранней профилактики детской инвалидности. Главными составляющими в работе с детьми являются индивидуально-личностный подход, непрерывность, систематичность, преемственность, рациональный подход в выборе программ и методов реабилитации.
Очень важно, что проводимые специалистами Центра реабилитационные мероприятия рассматриваются комплексно как с социально-психолого-педагогической, так и с социально-медицинской точек зрения, что позволяет достичь положительных результатов. Каждый аспект ставит перед специалистами свои задачи, имеет свои методики - все они направлены на подготовку детей к независимой полноценной жизни.
Успешные результаты работы Центра достигнуты слаженной работой всего коллектива. С детьми работают квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, учителя-дефектологи, инструкторы по труду, музыкальный руководитель, хореограф, специалист по работе с семьей, воспитатели, врач-педиатр, врач-невролог, инструкторы по лечебной и адаптивной физкультуре, медицинская сестра процедурная, медицинские сестры по физиотерапии и массажу.
В учреждении разработана и широко внедряется система программ по развитию и коррекции познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, по социально-бытовой ориентировке, пользованию малыми техническими средствами реабилитации, арттерапии (изодеятельность, пескотерапия, музыкальная деятельность, хореография), по развитию компьютерной грамотности для детей с различными соматическими заболеваниями. Специалистами Центра проводится обучение детей навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтроля, навыкам общения и другим формам деятельности.
В физиотерапии активно применяются метод лечения парафином (ванночки и аппликации), светолечение, электросон, озокерит, ультравысокочастотная терапия, спелеотерапия, магнитотерапия.
Важным направлением деятельности Центра является обучение родителей по повышению их компетентности в вопросах проведения реабилитационных и абилитационных мероприятий в домашних условиях.
Своевременная консультативная помощь родителям оказывается и по запросу в онлайн-режиме, и плановом порядке дистанционно. Создана школа для родителей детей с инвалидностью "Академия семьи", где родители приобретают навыки ухода за детьми, изучают способы применения и использования технических средств реабилитации, вопросы воспитания и развития детей.
Организованы группы учебного сопровождаемого проживания с целью обучения навыкам самообслуживания, социально-бытовым, социально-культурным и средовым навыкам, моделирования самостоятельного или сопровождаемого проживания.
В индивидуальном порядке по запросу и потребности семьи обеспечен кратковременный присмотр и уход за детьми с инвалидностью на период занятости их родителей. В Центре создана Служба социального проката: семьи обеспечиваются специальными средствами адаптации и реабилитации, устройствами для облегчения передвижения детей.
Материально-техническая база учреждения позволяет оказывать социально-медицинские и социально-психолого-педагогические услуги, используя современные реабилитационные методики и технологии.
Стабилометрический комплекс "Биокинект" предназначен для диагностики двигательных расстройств, восстановления функции равновесия, тренировки ходьбы с целью восстановления движений в суставах нижних конечностей, позволяет определить включение мышц в двигательный акт и проводить корректировку и закрепление правильных движений. В состав комплекса входит тренажер - беговая дорожка (тредмил) с перилами, кнопкой экстренной остановки, пандусом для удобного использования пациентами-колясочниками.
В Центре широко применяется метод биологической обратной связи (БОС) в коррекции речи и функционального состояния человека. С помощью увлекательных компьютерных игровых тренажеров у детей формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлиненным равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического речевого дыхания, речи и поведения.
При использовании метода Томатис-терапия устраняется подавленность, заторможенность, гиперактивность, метод способствует восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений, улучшает координацию движений, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающими, развивает творческие способности, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом.
С помощью упражнений компьютерного тренажера "Дэльфа-142.1" у детей формируется правильное речевое дыхание, умение произвольно изменять силу голоса, расширяется и обогащается словарь, происходит коррекция носового оттенка голоса, предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
Служба ранней помощи "Чалын" обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития от рождения до 3 лет и оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Детям, наряду с этим, назначаются массаж и занятия по лечебной физкультуре. Имеющаяся оборудованная Лекотека обеспечивает социализацию, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержку развития личности детей, развитие познавательных процессов.
В учреждении имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых, на право оказывать образовательные услуги по реализации общеобразовательных общеразвивающих программ: "Буду правильно говорить и писать" с использованием логопедического тренажера "Дэльфа-142.1", "Правильная речь" с применением метода биологической обратной связи, "Стильные штучки" по формированию и развитию творческих способностей обучающихся через изготовление украшений.
За время работы Центра много положительных отзывов от родителей и детей, у которых появился позитивный настрой, увеличилась любознательность, расширился кругозор. У детей с нарушением речевого аппарата улучшилось качество и понимание речи, у детей с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата наблюдается приобретение дополнительных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания, общения. Достигнутый результат у каждого ребенка – это результат комплексного подхода к социальной реабилитации детей и результат коллективной работы специалистов Центра.
Доброжелательное, искреннее и позитивное отношение к детям и их родителям всех наших сотрудников, в том числе административно- управленческого и хозяйственного персонала, за годы работы учреждения нашло тысячи слов благодарности и добрых слов в наш адрес, положительными отзывами наших получателей социальных услуг и их родителей. Наша главная цель – это максимально полная социальная интеграция наших "особых" детей в социум, оказание помощи в преодолении жизненных барьеров, формировании уверенности в своих силах, развитии позитивного социального самочувствия, собственной защищенности. Все, что мы делаем, мы делаем ради детей! Успех каждого ребенка – это радость для всего нашего коллектива, каждая улыбка ребенка – это благодарность за наш нелегкий, но такой необходимый труд!
Приглашаем в Центр для прохождения курсов реабилитации и абилитации всех нуждающихся в этом детей, двери наши всегда широко распахнуты для Вас!