На базе ЕДДС Бурлинского муниципального района развертывается система-112.
ЕДДС Бурлинского района в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (происшествиях) и совместных действиях при угрозе возникновения ЧС.
Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб Бурлинского муниципального района к реагированию на угрозы возникновения ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных, оперативных служб, организаций при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, а также обеспечения исполнения полномочий органами местного самоуправления Бурлинского муниципального района по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Бурлинского муниципального района, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС Бурлинского муниципального района предназначена для приёма и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменения режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приёма сообщений о чрезвычайных ситуациях от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС, экстренных оперативных служб и организаций, оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения ЧС.
Система-112
Предназначена для приема и обработки вызовов от населения района по каналам проводной и сотовой связи, поступающие в единые дежурно-диспетчерские службы и передачи в соответствующие экстренные оперативные службы (ДДС – 01, 02, 03) для оказания оперативной помощи жителям региона. После введения системы в эксплуатацию у диспетчеров ЕДДС появилась возможность сразу же передавать полную информацию о происшествии всем необходимым оперативным службам, а также определять местонахождение позвонившего и автоматически дозваниваться до него, если соединение прервалось. Кроме того, Система-112 обеспечивает приём и обработку информации и сигналов, поступающих от датчиков. Установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числи от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при возможных авариях "ЭРА – ГЛОНАС".
"Система-112" предназначена для обеспечения вызова экстренных оперативных служб, таких как полиция, скорая медицинская помощь, пожарная охрана по единому телефонному номеру "112", доступному с любого телефонного аппарата. Обращение населения по принципу "одного окна" через номер "112" повысит скорость реагирования на экстренные вызовы, усилит качество управления и взаимодействие сил быстрого реагирования, создаст единую информационную систему сбора данных по всем чрезвычайным ситуациям.
Задачи ЕДДС
Задача круглосуточно несущих вахту дежурных заключается в немедленной передаче полученных сообщений о пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, авариях на инженерных сетях, перебоях в подаче электроэнергии и других чрезвычайных ситуациях соответствующим службам, в чью компетенцию входит оказание экстренной помощи и обеспечение жизнедеятельности района, для принятия ими необходимых мер. Кроме этого, на единую дежурно-диспетчерскую службу возложен и ряд других функций, в числе которых приём сигналов гражданской обороны и последующая их трансляция руководящему составу и населению района, оповещение об угрозе чрезвычайной ситуации, а в случае ее возникновения – организация сбора должностных лиц для ликвидации последствий.
Дежурно-диспетчерская служба также передаёт штормовое предупреждение различным службам, на чью деятельность оказывают влияния погодные условия. С помощью различных средств связи ставит в известность руководителей предприятий, организаций, учреждений образования и здравоохранения о предстоящих отключениях электроэнергии и водоснабжения. Такая информация доводится в телефонном режиме до глав сельских поселений, либо старост поселений, а они, в свою очередь, доводят данную информацию до населения.
С каждым годом количество обращений в дежурную службу увеличивается. Все звонки, которые поступают в ЕДДС, регистрируются в журнале. Обязательно записывается фамилия, имя и отчество звонившего, четко фиксируется, что и где произошло.
Пик обращений приходится на зимний период. Основной вопрос - состояние дорог (расчистка улиц и дорог). Связано это, прежде всего, с погодными условиями, очень обильными снегопадами и метелями, что приводит к длительному устранению их последствий на дорогах и улицах. В весенний период большое количество обращений фиксируется в связи с прохождением паводковых вод.
В летний период граждане часто обращаются по вопросам водоснабжения. Во время прохождения штормового ветра зачастую возникает проблема, связанная с отключением электроэнергии.
Также на ЕДДС поступают вызовы о пожарах и возгораниях, о дорожно-транспортных происшествиях, просьбы помочь вскрыть "захлопнувшиеся" двери и другие бытовые проблемы, которые гражданин не способен самостоятельно решить в силу возникших обстоятельств. Единая дежурно-диспетчерская служба, конечно же, не подменяет собой пожарных, полицию, коммунальщиков, но без промедления передаст информацию о происшествии в ту службу, которая должна реагировать, оказывать помощь.
Достаточно запомнить всего два телефонных номера: 23-1-12; 112 (с любого телефона). И будьте уверены, ни один звонок не останется без внимания.
С.А. Давыденко, глава Бурлинского района:
"Важное звено в системе безопасности"
Единая дежурно-диспетчерская служба создана на основании нормативных документов РФ и Алтайского края. Она является составляющей частью, одним из приводных звеньев во всей системе по обеспечению безопасности наших граждан и предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций. В случае их возникновения единая диспетчерская служба занимается координацией деятельности всех структур.
Не случайно этой структуре уделяется сегодня столько внимания. Это делается на уровне государства, Алтайского края, подразделений гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие укрепление этой диспетчерской службы на уровне муниципальных районов и городов.
Понятно, что в городах эта структура значительно более емкая. В сельских районах эта система несколько упрощена, но, тем не менее, на сегодняшний день на основании нормативно-правовых актов должно быть определенное количество обслуживающего персонала в ДДС. На сегодняшний день это шесть человек. Специалисты должны быть хорошо подготовлены к ведению оперативной работы. Служба должна быть снабжена и укомплектована соответствующим оборудованием, которое сегодня поставлено централизованно при финансовой помощи Правительства Алтайского края.
Здесь предусматривается компьютерное оборудование и соответствующие установки, позволяющие оперативно поддерживать связь в любое время дня и ночи. Организована круглосуточная работа в ДДС, которая является связующим звеном между всеми субъектами профилактической работы, которая ведется по линии гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Здесь участвуют ведомства различного уровня – федеральные, краевые и муниципальные. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций дежурно-диспетчерская служба должна надлежащим образом обрабатывать звонки, поступающие со стороны граждан. Они касаются практически любой деятельности, будь то отключения электроэнергии, воды, возникновения каких-то внештатных ситуаций.
Ю.Н. Сапа, начальник отдела ГО ЧС и МОБ работы:
"Служба, без которой не обойтись"
В связи с увеличением чрезвычайных ситуаций решением Правительства РФ от 1994 года было принято решение о создании единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Инициатором этого нововведения был тогдашний министр по чрезвычайным ситуациям С.К. Шойгу.
По всей России эта служба уже успешно работает в течение последних четырех лет. У наших соседей-новосибирцев она заработала ещё два года назад. Алтайский край был вовлечен в эту работу в числе последних регионов. Для кабинета ЕДДС за счет краевого бюджета была закуплена аппаратура на сумму 3,5 миллиона рублей.
Начиная с 1 января, ЕДДС Бурлинского района находится в опытной эксплуатации. После визита приемной комиссии из Москвы служба начнёт работать штатно. Однако уже сейчас при возникновении чрезвычайных ситуаций граждане могут звонить в ЕДДC по телефонам: 23-1-12, либо просто 112 с любого номера. Это может быть стационарный телефон или мобильный. Пока напрямую к нам могут дозвониться абоненты, звонящие с мобильных телефонов сотового оператора МТС, но примерно с середины февраля к этому будут подключены и другие операторы – Мегафон и Билайн. Договоры с ними в стадии заключения. Пока же абоненты последних при звонке попадут на автоответчик, который все равно переадресует звонок дежурному службы ЕДДС. Замечу, кстати, что звонить с сотового телефона можно даже с отсутствующей сим-картой.
При поступлении звонка дежурный видит, с какого села, улицы поступил звонок, и если связь прервалась, мы все равно знаем, куда направлять машину. Если звонивший находится на территории Бурлинского района, звонок попадет в ЕДДС, расположенный в здании Администрации нашего района, а если, к примеру, вы будете Славгороде или сёлах вокруг него, то в аналогичную службу этого города.
Думается, что вскоре жители района в полной мере ощутят преимущества этой важной службы.