Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Бурлинского района Алтайского края

658810, Алтайский край, Бурлинский район, с. Бурла, ул. Ленина, 5
телефон: +7 (38572) 2-32-65, 2-23-65 (реклама)
e-mail: nvnews@bk.ru

Проводы души в казахских традициях

Смерть для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и вечной жизни. Соблюдению всех погребальных традиций и обрядов придается большое значение.

Я встретился с имамом Бурлинского района Акботой Манаповичем КУДАЙКУЛОВЫМ и узнал у него, как местные мусульмане провожают усопших в последний путь.

– Мы с вами живём в многонациональном районе, где бок о бок живут русские и украинцы, казахи и немцы и так далее. Разные у нас и религии, но многие православные участвуют не только в радостных событиях мусульман, но и в их скорбных мероприятиях. Мы также приходим проститься с православными соседями, коллегами по работе, знакомыми. Тут запретного ничего нет. Самое главное, что люди понимают, что Бог один, только веры разные. Должно быть уважение к религии другого человека, – сказал имам нашего района.

Поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого человека, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и заканчивая годом после похорон, родственники будут тщательно выполнять определенные ритуалы. Незнающему человеку они могут показаться необычными, но для истинных мусульман эти обряды важны и священны.

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы после её окончания принять с лёгким сердцем столь сложное испытание. В последние часы жизни умирающего рядом с ним находятся его родственники, близкие люди.

У мусульман разных национальностей ритуалы могут несколько отличаться, к примеру, похороны у таджиков, азербайджанцев, узбеков проходят в день смерти мусульманина до захода солнца, у нас хоронят на 2-3 день, чтобы родственники могли приехать издалека. Соболезнования (тазию) выражаются словами "иманды болсын". Смысл этих слов заключается в пожелании "благополучия покойному". Скорее всего, здесь мы имеем дело не столько с соболезнованием в буквальном смысле этого слова, это больше рассматривается как "проводы" души или духа усопшего в потусторонний мир.

Омовение и обмывание

В исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа не готовой к встрече с Аллахом.

Тело поливают водой из нового чайника в строгой последовательности: от головы к ногам. Вода при этом должна быть теплой. Моют покойника тщательно с мылом. При этом женщин омывают женщины, а мужчин мужчины.

Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. В нашем районе им является имам Акбота Кудайкулов. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает нижнюю часть покойного, совершает процедуру очищения. Затем следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают три раза водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой

Окутывание в саван

По мусульманским обычаям мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (калиса) и окутанными в несколько полотняных кусков.

Мужской саван – это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез материала, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон. Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди.

– За день до похорон я уду туда, набираю себе помощников, подстилаем ковер. Я шью все вручную при помощи иголки и белых ниток. Ткань покупается исключительно белая. Чтобы запаха никакого не было, перед тем как заворачивать в саван тело, мы сыпем внутрь сшитых предметов мелко измельченную гвоздику. Если это женщина, то брызгаем туда еще и духи, а если мужчина, то одеколон, - делится с корреспондентом районный имам.

– Где вы всему этому учились? - интересуюсь.

– Нигде не учился. Мои отец и мать получили образование в медресе (от ред.: мусульманское учебное заведение, выполняющее функции средней общеобразовательной школы и мусульманской семинарии). А я самоучка. Это у меня все от отца Манапа Жулкеновича. Когда я в пятом классе учился, мы пацанами бегали, играли в футбол. Отец мне говорил: "Пока суру в Коране не прочитаешь, никуда не пойдешь". Деваться было некуда, параллельно с учебой в школе, я Коран читал, - рассказывает Акбота Манапович.

По словам моего собеседника, в Коране 114 сур (глав), 6666 аятов ("стихов"). Отец Акботы Кудайкулова читал Коран, как и положено, на арабском языке, он же - только на казахском. До недавнего времени Акботу Манаповича считали в районе муллой, но теперь он прошел аттестацию в Барнауле, сейчас он имам.

Пока тело находится в доме, у изголовья не ставятся ни свечи, ни фотографии покойного. Усопшего укладывают лицом к западу, а головой на восток. Днем разрешается свет в комнате выключать, но как только начинает смеркаться, он включается. Так делается вплоть до 40 дней, пока действует траур.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят на кладбище. Кремация под запретом. Она приравнивается к горению в аду.

Перед выносом усопшего имам читает Коран, присутствующие при этом должны молчать – причитать не разрешается. Когда закончил, и тело выносится головой вперед из дома к машине, здесь женщины могут уже плакать и причитать. По-казахски это называется "жоктау".

– На кладбище идут только мужчины, женщины могут посетить могилу на третий или седьмой день, - сказал Акбота Кудайкулов.

По словам имама, могилы копаются неглубокие. Если хоронят мужчину, то яма глубиной с метр, а если женщину, то сантиметров на 20 глубже, шириной в обоих случаях примерно 80 сантиметров. В могиле обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. После прочтения молитвы, мужчины спускаются в могилу, принимают ногами вниз тело, завернутое в саван, и укладывают его в боковой подкоп на правый бок лицевой стороной к Каабе. Тело находится в нише в лежачем положении. Закапывая могилу, мусульмане не передают лопату из рук в руки, а кладут её на землю.

Поминки и поминальный день

– С кладбища люди едут сразу в столовую, а я с кем-либо из родственников в дом, где находился покойный. Там я читаю Коран, а затем мы присоединяемся к остальным. Я читаю Коран три раза – до трапезы, во время подачи бешбармака и по завершению поминального обеда, – рассказывает имам Акбота Кудайкулов.

На столах, кроме бешбармака ставят шелпек, баурсаки, фрукты, сладости. Спиртного и закусок на казахских поминках вы не увидите. Согласно религии мусульман, это запрещено.

– Уважать надо и свою, и другую веру. На поминки могут приходить и не мусульмане – это соседи, коллеги по работе. Но они будут сидеть в другой комнате. На столе у них будет и то, что покрепче, – сказал мой собеседник. – Если хочешь показать истинный ислам, общайся с людьми другой веры как с единоверцами и уважай их. Этим ты докажешь, что ты настоящий мусульманин.

У радикальных исламистов наоборот. Увидят русского на похоронах: "Почему они здесь, почему допустили их сюда?". Это в корне неправильно. Приехал тут как-то бородач из Казахстана и начал свои порядки устанавливать. А для нас так не надо, потому что мы здесь родились, выросли, наши предки здесь жили. В Каране говорится: "Уважайте ближнего!". Когда на похоронной процессии несли иудея, наш пророк Мухаммад снял шапку. Его сподвижники спросили: "Как так, вы же пророк наш любимый, а вы шапку сняли. Это же иудея несут?". Пророк говорит: "А кто он такой?". – "Человек", – отвечает тот. "Если человек, то мы все одинаковы перед Богом. Все мы люди, поэтому должны друг друга уважать, а не вражду разжигать", – ответил пророк.

Я когда аттестацию проходил в крае, мне там объясняли так: "Вы не только Каран читайте, но и воспитывайте молодёжь. Хоть он русский будет, хоть казах, хоть узбек. Чтобы они уважали друг друга, другую нацию. Добро спасёт мир. Если будешь добрым, все уладится, все будет нормально. А если будешь враждовать, зачем тогда жить? – сказал Акбота Кудайкулов.

После похорон близкие покойного до 40 дней должны каждую пятницу читать Коран и делать поминальные обеды. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.

Есть у местных мусульман один поминальный день в году, когда они могут прийти на кладбище, чтобы привести могилу в порядок – убрать траву, покрасить. В отличие от православных, они не едят на кладбище и не пьют спиртное.

Исламская религия категорически запрещает как насильственные действия по отношению к другим людям, так и над своим телом. Истинный мусульманин никогда не отважится на такой тяжкий грех, как самоубийство, ибо понимает, что его душу ждут вечные страдания.

– На мусульманском кладбище можно хоронить только по родам? – интересуюсь я.

– Так и есть – по родам. Многие придерживаются этого. Но в последнее время люди далековато уехали от этих мест. К примеру, под бывшей Романовкой есть кладбище рода Домбай. Зимой до него очень тяжело добраться, поэтому казахи ищут кладбища поближе, желательно недалеко от оживленной трассы. В Бурлинском районе проживают представители и других родов казахов – мадьяры, кадыры, джамбаи, козганы, майманы. Хоть по нескольку семей, но есть. Но стараемся, где это возможно, везти на кладбища, где похоронены наши предки, - ответил местный имам.

– Сейчас нередки межнациональные браки. Где в таких случаях хоронят мужа и жену?

– Да, сейчас немало браков, когда он мусульманин, а она православная или наоборот. Если муж или жена приняли нашу веру, то супругов хоронят рядом на казахском кладбище, если нет, то на разных.

– Как хоронят мусульманина, если он умер от коронавируса?

– Мы отправляем в морг ковидного госпиталя родных с комплектом из белого материала, и персонал морга одевает усопшего как надо. Дома нам разрешили пакет пластиковый снять. В жилье мы не заносим усопшего и близко не подходим. Читаем Коран и хороним.

– Что делается, чтобы животные не осквернили могилы?

– Раньше рыли вокруг кладбища канавы. Такой ров есть на кладбище у села Бигельды. В последнее время кладбища стали огораживать.

– Изображение человека на памятнике разрешается делать?

– Никто сейчас это не запрещает, тут по желанию родных. Раньше такое возбранялось. Чаще всего памятники прямоугольной формы. На них наносится имя, фамилия, отчество покойного, дата его рождения и смерти, какого он рода, фото, можно разместить фразу из Корана. Строения у могилы называется мазар, иногда на них выкладывается имя умершего.

Горе ходит рядом с радостью. Хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи и приходят они всегда неожиданно и не вовремя. Нам остается молиться за душу ушедшего в иной мир родного человека. Молитва – это возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе.

Фото автора.

Автор: Сергей Юрченко


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 827

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика