В селе Натальин Яр на одной из тихих пыльных улочек стоит скромный домишко, который ничем не выделяется среди других, ему подобных. И живёт в нём человек, которого в селе знает и стар, и млад, - простая сельская учительница, пенсионерка, кавалер ордена Ленина Анна Ивановна Бурова. Кто-то скажет: “Бывшая учительница”. Но настоящих бывших учителей, как и маршалов в армии, не бывает. Это почётное звание человеку, однажды выбравшему главную стезю в жизни, даётся только один раз. Навсегда. Уважают и ценят бесконечно в округе Анну Ивановну не за высшую награду когда-то Великого Советского Союза, а за то, что она почти сорок лет прослужила в местной школе, сея разумное, доброе, вечное.
Через два дня у неё юбилей - 80 лет со дня рождения. И вроде не принято женщинам напоминать об их возрасте, но нынче особый случай. Когда ехал в Натальин Яр, на дороге взял в редакционные “Жигули” четырёх голосовавших женщин. Разговорились. Сказал, что еду к Буровой, надо бы о ней в газету доброе слово замолвить. Женщины разных возрастов заговорили почти хором. И всё о ней, имениннице. Спросил, откуда такая всенародная любовь к простой сельской учительнице? Так строгая и справедливая, каких поискать. Анна Ивановна русскому языку, считай, всю округу обучила. Она у нас такая... В воскресенье у неё юбилей. Всё село праздновать собирается.
И вот тот самый домишко. Незатейливая ограда, маленький аккуратный дворик с клумбой ярких, сочных (словно по заказу) цветов. Проводить к Анне Ивановне вызвался меня другая легенда села - Александр Михайлович Журавлёв. Он стукнул в окошко, и минуту спустя двери нам открыла невысокого роста, сухонькая женщина с внимательными взглядом карих и умных глаз. Засуетилась, приглашая нас в свои “апартаменты”. И вот мы сидим в уютной кухоньке за чашкой чая, и Анна Ивановна, смущаясь от внимания к своей персоне, рассказывает о своей жизни. Вернее сказать о работе, потому что ей она отдала свои лучшие и яркие годы.
... Уже в четвёртом классе в одной из школ города Электросталь (это в Подмосковье) Аня Бурова прочитала первое произведение Вильяма Шекспира. И не только прочитала, но и поняла его, восприняв всем сердцем яркие образы героев драматурга. Тогда, наверное, и началась её неугасимая любовь к книге, русскому языку, всему прекрасному, что дарит великий и могучий. И ей бы учиться и учиться дальше, но грянула Великая Отечественная, и жизнь разом переменилась. Ушли на фронт все три её старших брата и сгинули в горниле войны. Учиться было неимоверно трудно, и, тем не менее, Аня закончила 8 классов средней школы и в 1944 году приняла решение, определившее её судьбу, - поехала поступать в город Пугачёв в педагогическое училище. Поехала, считай, на родину. Ведь в тех местах, а точнее в селе Камелик, она родилась. Семья была большой, годы трудные. В начале 30-х годов, спасаясь от голодной смерти, отец перевёз семью а Электросталь, где до этого устроился на работу. Так она вернулась в детство, но оно давно закончилось, и надо было самой пробивать дорогу в жизни.
Училась Анна легко и хорошо. Опять-таки налегала на литературу, принимала активное участие в общественной жизни училища. В 1947 году она получила на руки заветный диплом и распределение в Перелюбский район, в Холманскую школу учителем начальных классов. Уже через год серьёзную и вдумчивую девушку назначили заведующей учебным заведением.
Вздыхает Анна Ивановна, вспоминая те годы:
- Хорошее было время. Трудное, но хорошее. Народ душой и сердцем тянулся к знаниям. Доброта и приветливость были обыденным делом. А потому мне легко работалось. Ни о зарплате, ни о каких-то привилегиях не думалось - только работа. Потом меня перевели в Иваниху. Никак ехать не хотела. Я закоренелый домосед и не терплю перемены мест. Тогда, помню, даже повздорила с заведующей РайОНО Татьяной Ивановной Рыжковой (да пусть она меня простит за это). Она женщина волевая, с характером, но и я не промах. И всё же Татьяна Ивановна убедила меня. А вскоре в Красноармейской школе оказалась вакантной должность учителя русского языка и литературы. Кадров в то время в районе не хватало катастрофически. Ну никто после института не хотел ехать в дыру под именем Перелюб. И опять у меня состоялся разговор с Рыжковой, и снова она убедила меня в необходимости оказаться там, где я нужнее всего. Я, конечно, не соглашалась. Всё-таки образование у меня среднее, да и начальные классы - это нечто другое, чем один единственный предмет, причём самый трудный. И вот в декабре 1952 года я приняла ещё одно нелёгкое решение и теперь понимаю, что не зря.
В новой школе её загрузили на полную катушку - 30 уроков в неделю при норме восемнадцать. В старенькой школе стены тогда буквально трещали от избытка учеников. В классах за партами сидели по 30, а то и более человек, были даже сдвоенные классы. Нагрузка колоссальная. Знаний не хватало, и она засела за учебники. Здорово помогали коллеги-учителя, особенно директор И. Ф. Постнов. Затем ему на смену пришёл такой же талантливый педагог И. И. Митин.
Скоро она поняла, что выдыхается и нужна подпитка новыми знаниями. Поехала (как Анна Ивановна говорит, на старости лет) поступать в Уральский пединститут. Закончила его в 1963 году без отрыва от производства, то бишь учебных процессов в школе.
Дни летели в суете буден, а праздников она не замечала, к тому же на личную жизнь времени не оставалось. До трёх дня она в школе, на пару часов домой и опять в школу - внеклассная работа зовёт. А потом, после ужина, садилась за тетради - вечный крест и ярмо российских учителей словесности. Засиживалась порой за их проверкой до 2-3-х часов ночи.
Она философски относится к тому, что так и не сумела выйти замуж, завести семью. Смеётся: женихов у меня много было (фотографии их, в основном военных, я видел в её альбоме), и любовь, наверное, была - молодость есть молодость. Но не сложилось.
- Я ведь в то время не одна жила, с мамой и ещё воспитывала племянницу - дочь рано умершей сестры. Когда мои кавалеры узнавали о таком “прицепе” (а я его бросать не собиралась), интерес у них сразу пропадал. Впрочем, мне забот и с племянницей хватало, и я её вырастила на загляденье всем. Она и сейчас мне как дочь родная.
Школьная жизнь в Натальином Яре била ключом. Детей было много, условия обучения улучшились, уменьшилась текучесть кадров. Чередой шли уроки, но более всего она вспоминает великолепные школьные литературные вечера. Она их готовила сама, на любой вкус вместе с лучшими своими учениками - тоже одержимыми людьми. Такими, например, как Виктор Петровский. Это был настоящий дока в области литературы. Теперь он офицер, носит на погонах большие звёзды и наверняка вспоминает добрым словом Анну Ивановну. Ей же безмерно благодарна в выборе судьбы и Любовь Тасбулатовна Бекжанова, которая продолжает дело Буровой в местной школе. И она отличается блестящими познаниями в области литературы и русского языка.
А вот любимчиков у Анны Ивановны не было. Ко всем ученикам она относилась строго и взыскательно, даже лучшим не прощала ошибок, особенно по легкомыслию или расхлябанности. Кое-кто из них и сегодня ностальгически вспоминает такие оценки в дневниках - “двойки” и даже “колы”. Они тоже играли свою воспитательную роль в становлении ученика.
А ей самой работа и судьба поставили “пятёрку с плюсом” в 1971 году, когда по представлению РайОНО, областных властей она получила высшую награду Родины - Орден Ленина. А ещё через год она представляла саратовских учителей на съезде профсоюзов Советского Союза. Это тоже были славные вехи её биографии.
Она считает, что в её успехах есть заслуга и тех ветеранов педагогики района, которые помогали ей и с которых она брала пример, - В. Л. Павловской, Т. И. Рыжковой, Е. Г. Поповой, И. И. Митина и других.
В 1980 году пришло время идти на пенсию, и Анна Ивановна без раздумий передала своё дело в руки более молодых коллег. Но из школы её не отпустили, и она ещё целых десять лет работала организатором внеклассной работы.
Нынче её жизнь размеренна и спокойна. И хоть нет рядом большой родни, одинокой она себя не чувствует. Как и раньше, любит полежать с хорошей книжкой в руках, выписывает новую литературу - историческую, медицинскую. Занимается вышивкой, телевизор смотрит редко. Ну, а порядку в доме позавидует любая хозяйка - всё у Анны Ивановны в комнатах блестит, хотя дому лет уже немало, стоит с середины 60-х годов прошлого века.
- С газом оказия вышла, - смеётся Анна Ивановна. Её поддерживает Александр Михайлович. - Когда началась газификация села, ко мне сам директор Виктор Борисович Кускалиев пришёл. Так, мол, и так, Анна Ивановна, газ вам, как и всем ветеранам хозяйства проведём бесплатно. Готовьтесь. А я растерялась, отказалась. Согласилась только на две газовых плиты. Потом поняла, что зря. Слава Богу, Михалыч настоял, чуть не своими руками печку мою выкинул. Заодно и отопление водяное сварили. Сейчас в зиму барствую - тепло, светло. Хозяйство не держу, разве что небольшой огородик. Мне пенсии и доплаты за орден хватает на всё. Соседи помогают, особенно Валентина Митина. Ученики не забывают, учителя. Да и вообще, я считаю, что в селе нашем очень много добрых людей. Ну, а годов мне уже немало, думаю где-то преклонить свою голову. Поеду в Рязань, к племяннице Людмиле, которую воспитывала. А ещё мне не стыдно жить, оглядываясь на пройденные годы. Чего я хотела в жизни, того достигла - людям на этот счёт виднее...
Тысячи школ стоят в России, и в каждой из них, где число классов больше трёх, в штатном расписании есть должность учителя русского языка и литературы. Там и других предметов хватает - математики, физики, химии и т. д. Кое-где есть школы с углубленным изучением таких модных дисциплин. Но что-то я не слышал, чтобы работали у нас школы с углубленным изучением русского языка и литературы. Скудеет от того наш язык, обедняется душа российского человека. Сейчас молодёжь в большинстве своём хорошие книги в руки не берёт, сидит больше у телевизоров или за компьютерами. Но всё равно потребность в людях, которые могли бы, как Анна Ивановна в своё время, нести людям радость общения с прекрасным, у нас в стране не уменьшается. И, наверное, скоро придёт черёд специальных школ, где бы учили премудростям жизни и тонкостям русской словесности.
Ю. Степняк
Фото из семейного альбома
Газета "Целинник", 2005 год.