Не в силах была отказать ему и в приглашении участвовать в школьном хоре. Сейчас, понимаю взяли меня туда, наверное, для массовки, потому что слуха абсолютно никакого. Даже в припеве патриотической песни “Пока не поздно”: “Солнечному миру - Да! Да! Да! Ядерному взрыву - Нет! Нет! Нет!”, постоянно фальшивила, не попадая в ноты. Полагаю, что в трехъярусных рядах хора я такая была не одна, но мы стоически зубрили тексты и строго являлись на все репетиции. И все потому, что так велел, как многие его называли, Сан Саныч. Он являлся и является непререкаемым авторитетом для очень большого количества окружающих. Сотни юных жителей нашего района благодарят Соловьева за то, что он помог раскрыть музыкальные таланты, поверил в них. Сам же маэстро считает своей главной задачей как педагога не научить петь или играть на музыкальном инструменте, а по-настоящему полюбить искусство.
-Научить перебирать клавиши, кнопки или струны - дело несложное, - поделился в беседе ветеран труда, - сложнее - привить интерес к музыке, миру искусства. Вот когда этого добьешься, то можно смело рассчитывать на творческие успехи. Причем в любом возрасте. Возможно, кто-то всю жизнь мечтал научиться играть на гармошке и гитаре, но только ближе к пенсии решил во что бы то не стало осуществить свою мечту. Таких примеров в моей многолетней практике встречалось не мало.Уроки музыки давал людям далеко за 40, а то и 50 лет. Это же здорово, когда ты перестаешь сожалеть о том, что так и не научился или не сделал того, чего давно желал.
У самого меня тоже есть такая мечта, и если хватит сил, времени, то приложу их для того, чтобы собрать в райцентре большой духовой оркестр и возродить его былую славу.
В сентябре этого года исполняется ровно 45 лет с создания мною духового оркестра. Нынешний год вполне могу называть для себя юбилейным: недавно отметил 65-летие своего рождения, а в октябре исполняется 50 лет, как я работаю в Перелюбском Доме культуры. И духовой оркестр, и народных инструментов по-прежнему имеются, но уже не в таком количественном составе, как раньше. Искренне хотелось бы собрать большой оркестр, основательный, со всеми необходимыми инструментами, возможностью гастролировать. Абсолютно ни на что не жалуюсь, но сегодня совсем другие условия и возможности. Раньше, в советские времена, было проще привлечь к культуре молодежь и взрослых, и со стороны семьи шла большая поддержка. Чтобы досуг проводить вместе с детьми, многие родители тогда тоже шли в клуб, записывались в кружки, творческие коллективы. Например, в оркестре народных инструментов играла Надежда Ивановна Иванникова. Вместе с сыном и дочерью она выходила на сцену не только районного Дома культуры, но и областную, принимая участие в различных конкурсах и фестивалях. Так же, семья Васильевых почти в полном составе ряд лет выступала в оркестре.
Сколько через меня прошло людей - не сосчитать. Одни уходили, другие приходили. Кто-то продолжил музыкальное образование уже после окончания школы. Так, например, мои бывшие ученики музыкальной школы сегодня мои коллеги. Это Н. Якименко, Л. Урашева, А. Кобцов, Д. Поминов, Т. Поспелова, Л. Дабина, К. Фадеев, А. Никифоров. Кто-то, как например П. Запащиков, Ю. Скорнякова, Г. Курочкина, В. Ватаман, С. Дасаев, трудятся в самых разных творческих, вокальных и музыкальных коллективах России. Рад за них, они остались верны его “Величеству Искусству”. Во время службы в армии я дирижировал военным оркестром в г. Тольятти, позже мои воспитанники Н. Семибратов, В. Лян, С. Разинкин тоже выступали в оркестрах своих военных частей, как, между прочим, и внук Сергей.
Дирижирование — это мое любимое занятие с малых лет. Хорошо помню, как собирал вокруг всю нашу большую семью, а нас у родителей было шестеро детей, раздавал им крышки от кастрюль, деревянные ложки, свистульки, которые сам делал из тростника и даже луковых перьев. И начинал, как мне казалось, виртуозно размахивать руками, изображая дирижера могучего оркестра. Хорошо, что домочадцы были с понятиями. Старшая сестра Алина учила меня нотной грамоте, она по образованию учитель начальных классов, другая - Люба, закончила отделение хорового дирижирования и многие годы работает музыкальным руководителем в детском саду Перелюба. А брат - Вячеслав, купив себе в 1959 году баян “Армавир”, разрешал и мне играть на нем.
Скорее всего, любовь к музыке у меня передалась генетически. Мама моя - Екатерина Григорьевна, хорошо пела, играла на балалайке, а дед, ее отец - Григорий Филалеевич Коновалов мастерски владел саратовской гармоникой. Участник первой мировой и Великой Отечественной войн, он страсть как любил музыку. В 1967 году мы с ним приняли участие в областном конкурсе народного творчества, посвященном 50-летию Октябрьской революции, и стали его лауреатами. Я на баяне играл, а дед на гармошке композицию под названием “Саратовские переборы”. Так что семья у меня была музыкальная, как, впрочем, и сейчас. Дочери Наталья, Татьяна, внучка Дарья и внук Сергей закончили музыкальную школу. Последний, к тому же прошел успешное обучение в областном колледже искусств.
Никто специально не заставлял и не наставлял, просто они, так сказать, с пеленок были окружены музыкой. Не только на работе, но и дома люблю ее послушать. Причем, разных жанров и направлений. Если это хорошее исполнение, то почему бы не послушать и рок, и рэп, и шансон, не говоря уже о классике. Раз уж зашел разговор о классической музыке, то, как мне известно, вашего любимого Дмитрия Хворостовского посчастливилось слушать вживую. Я в свое время стажировался в Москве у художественного руководителя оркестра русских народных инструментов имени В. Андреева, Николая Николаевича Калинина. И вот в один из дней этот оркестр сопровождал выступление известного уже тогда солиста мирового уровня Д. Хворостовского. Как сейчас помню, он пел хит всех времен“Коробейники”.
Благодаря своей профессии доводилось встречаться с известными деятелями культуры нашей страны. Однако, главными наставниками, теми, кто повлиял на утверждение меня как личности, профессионала, считаю преподавателя Саратовского музыкального училища, которое окончил в 1970 году, Виталия Васильевича Антипенко. Именно он раскрыл для меня весь колорит и величие народной музыки. К сожалению, в современном мире она немного потерялась. Когда это происходит, то получается пробел, который уже невозможно восполнить, люди перестают просто-напросто ценить вещи, наполняющие окружающий мир светом и добром.
Поверьте, это не высокопарные слова, это наша действительность, от которой, в первую очередь, страдает подрастающее поколение. А именно его воспитанию я посвятил свою жизнь, как когда-то это блестяще делал еще один мудрый человек, встреча с которым на моем жизненном пути, на мой взгляд, сыграла судьбоносную роль.
Это первооткрыватель музыкальной школы в нашем районе Виктор Михайлович Горбатенко. Именно он в 1962 году набрал под свое надежное крыло перелюбскую ребятню и стал учить нас игре на баяне. Из всех желающих к первому выпуску осталось всего трое: я, Ольга Белькова и Наташа Москаленко. Уже тогда я стал самостоятельно играть на инструменте. На елках организаций райцентра за кулек конфет сопровождал музыкальный выход Деда Мороза и Снегурочки. Славные тогда были времена...
Хорошо помню и свою первую официальную зарплату. Ее мне в размере 120 рублей выдали летом 1965 года. Мне тогда, не поверите, было всего 11(!) лет. На какие меня взяли должности, еще удивительнее. Представляете, тогдашний парторг совхоза “Красноармеец” Осипенко пригласил меня в дни школьных каникул подменить на время отпусков директора и художественного руководителя Дома культуры в селе Натальин Яр. Мои дедушка с бабушкой тогда там жили, и я у них квартировался все лето.
Вот так весело проходило мое детство: в песнях да плясках. А если серьезно, то благодарен Господу Богу за ту участь, которой он меня наградил, а также судьбе, что на долгие годы окунула в прекрасный мир музыки, дала возможность наслаждаться ею и делиться с окружающими своими знаниями и умением. Я и сейчас в строю. Все так же работаю в родной Перелюбской музыкальной школе, именуемой сегодня Детской школой искусств. Планов, задумок - громадье. Сейчас готовлю партитуры (нотные записи) для работы с оркестром, провожу индивидуальные занятия с воспитанниками.
Уважаемый Александр Александрович, принимая поздравления с важными событиями вашей интересной, творческой жизни, разрешите пожелать здоровья и душевных сил на то благо, которое вы творите. И пусть еще долгие годы “Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь...”.