Туда ходили семьями, в мужское и женское отделения. Цена устраивала всех: 20 копеек билет в общее отделение, 40 копеек - в люксовый номер. Круглогодично, три дня в неделю: пятница, суббота, воскресенье, с десяти утра и до восьми вечера.
О ее сервисных возможностях сейчас можно только вздыхать и мечтать о несбыточном. Помимо помывочных мест действовала парная. Также когда-то в большом женском зале работали душевые кабинки, что особенно нравились детворе. После того, как ты будто заново родившийся выходил в приемник бани, тебя гостеприимно ждал буфет, где мужское население предпочитало пиво. Почему-то бытовало мнение, что в бане пиво не разбавляют. Всевозможные соки, лимонад - это для ребят. Здесь можно было купить мочалку, мыло, шампунь, расческу. На выходе из бани посетителям предлагался горячий чай (пять копеек стакан) с кусочком сахара. Блаженство! Но и это еще не всё. Работала парикмахерская, где девчата могли и подстричь, и химию сделать, и укладку, и покрасить, и даже сделать свадебную прическу.
Я как сейчас вижу эту шумную очередь с тазиками, с сумками всех фасонов и мастей. Пожалуй, это была одна из самых мирных очередей. В ней присутствовала какая-то жилка единения. Сидели рядом и стар, и мал, встречались родственники, коллеги по работе. В одно и то же время каждую неделю можно было случайно увидеть одних и тех же людей. Делились рецептами кулинарии, обсуждали последние новости, дружно хвалили или ругали погоду. А с какой теплотой звучало постоянно повторяемое “Спасибо за баню”, а в ответ: “С легким паром!”.
Баня - это место на Руси, которое издавна почиталось. Когда-то давно бабки-повитухи принимали там роды. Другие, так называемые лекарки, знахарки, именно в бане проводили обряды лечения. Хорошая парная с разными вениками, в умелых руках виртуозно и смачно шлепающими по чистому телу, изгоняла из наших прадедов любой недуг. Из древних сказаний и былин мы знаем, что в баньках живет свой хозяин-банник. Он очень любит чистоту и совсем не любит шума и легкомыслия в бане. А еще по его неписаным банным прихотям после двенадцати ночи прием в баню закрывается.
Лапотная Русь во все времена старалась содержать себя в чистоте - не в пример цивилизованной Европе, которая свои нечистоты выплескивала из окон домов, отсюда пошла мода на широкополые шляпы. История бани - удивительная вещь. Как-нибудь на досуге почитайте рассказ Валентина Пикуля о создании в Москве знаменитых сандуновских бань.
Конечно, наша районная баня - это далеко не сандуны и совсем не похожа на свою “двоюродную” финскую сестрицу-сауну, в которой всё напоказ, но без души. А вот в нашей бане эта самая душа жила. Мало того, она щедро делилась с нами своим теплом. А в ответ на ее добро где-то в уютных кабинетах, видать, чьими-то умными головами было принято дикое, на мой взгляд, решение о сносе бани. Я боюсь сейчас навлечь на себя гнев нашей власти, но ведь оно было принято. Мало того - сделано. Подцепили трактором угол и разом решили проблему. Не надо содержать, не надо нести какие-то расходы. Нет бани - нет проблем. А вот и не так. Если раньше вопросов по санитарии населения не стояло, то сейчас этих проблем у людей - как грязи. Оставить райцентр без бани - это далеко не подвиг. Не знаю, чем это было вызвано, но люди без бани мучаются уже много лет.
Дальновидно поступило руководство колхоза “Родина”, сохранив свою баню на территории Бригадировки. Спасибо большое за это. Но всё-таки это не совсем то, о чем говорят между собой люди, вспоминая перелюбскую баню.
Здесь будет уместно сказать, что баня входила в состав банно-прачечного комплекса коммунального хозяйства. Несколько слов о работе прачечной. За этот большой участок отвечали всего несколько женщин, а объем их работы поражал. Белье из гостиницы, где всегда было под завязку постояльцев, интернат, общежитие. Летом - одежда солдат, что приезжали на уборку. Домашние тяжелые вещи, начиная с фуфаек, тоже сносились туда. Домашняя стирка той поры была трудна. Каждый день женщины работали до упаду. В прачечной трудились Н. П. Фокина, Л. Агапова, Л. М. Башинская, Н. В. Гужина - это те, кого вспомнила. Главными людьми, от кого зависела жизнь и функционирование бани, были кочегары Н. Д. Мельник, Н. М. Клестяпин, А. Н. Краснов, Н. В. Максименко, В. В. Ивчук.
Нельзя не отметить и труд банщиц. Их руками поддерживалась чистота. За тем, чтобы человеку, пришедшему в баню, было комфортно, следили Н. Овчаренко, Н. Ковтун, А. Н. Краснова, А. Н. Милина, Р. Чурина. Долгое время нас по-хозяйски радушно встречали сменявшие друг друга заведующие баней. Только добрым словом могу вспомнить Н. Г. Десятову, Н. Е. Каткову, Г. В. Ивчук. К ним мы подходили за билетами, и от встречи с их улыбкой начиналась для всех нас баня.
Дорогие мои девчата- парикмахеры. Мы все тогда с вами были молоды и дружили. Поэтому говорю спасибо классным мастерам - Татьяне Панчуриной, Людмиле Петровой. Вспоминаются и еще какие-то эпизоды. Когда-то недолгое время я работала в старой сберкассе, что стояла на площади. В январский день мы с Татьяной Лапик, можно сказать, нытьем отпросились у заведующей З. Е. Кулик в баню, предварительно заказав на час люксовый номер. С шумом зайдя в предбанник, начали быстро раздеваться в предчувствии пара и тепла. Татьяна оказалась шустрей. И вот она уже распахивает дверь в номер и слышит: звучит марш, исполняемый в бане. Немой сцены не было, был визг и писк. Представьте себе картину. В сухой ванне лежит дядечка, в хорошей куртке, с баяном на животе и играет марш вновь пришедшим. Как мы неслись к Нине Ефимовне Катковой!.. При этом смеялись до икоты. Оказывается, музыкальный товарищ просто замерз и зашел погреться, а тут и мы привалили.
Вот такой мы все помним нашу баню. Доброй, теплой, гостеприимной. О такой бане мечтают перелюбцы. Дождутся ли? Не знаю. Хотелось бы? Да, очень. И как можно быстрей. Поживём - увидим.