Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Перелюбского муниципального района (Саратовская область).

413750, Саратовская область, Перелюбский район, с. Перелюб, ул. Ленина, 75
телефон: 88457521622
e-mail: gazeta-celinnik2006@yandex.ru

Школа моей поры

В 1953 году я закончил 10 классов Нижне-Покровской школы и ушел, как говорят моряки, в свободное плавание.

И много прошло лет с той поры, но я все отчетливее вижу начало самостоятельного пути от того порога, где я научился читать, писать, познавать таинства учебы, вникать в ее глубину, постигать жизнь. Как наяву вижу нашу родную школу. Расположена она на отшибе села обособленным "городком". В весеннее половодье ее отрезало от "большой земли", и тогда наступали каникулы. Школьники счастливы и молят Бога, чтобы вода подольше не сходила.

В 1940 - 50-х годах там размещался библиотечный домик, а также хозяйственные постройки (дровяной склад, сеновал, конюшня), здесь же -пароконный фургон, легкая телега, сенокосилка, конные грабли. Все это предназначалось для того, чтобы содержать и использовать пару лошадей, предназначенных для хозяйственных целей. Школа сама косила для себя сено, заготавливала кизы для отопления (очень практичное и дешевое топливо из высохшего навоза), а также уголь и дрова.

Центральное место "городка" занимали три здания. "Белая" школа – внушительных размеров помещение, выстроенное из самана, обмазанное снаружи глиной и побеленное известью, с большими окнами и под железной крышей. Основную ее часть занимал спортивный зал, там же размещались две небольшие классные комнаты и квартира для учителя с отдельным входом. Главная, "директорская", школа, построенная в конце 30 - х годов из материалов разобранной деревянной церкви, вмещала два больших класса и учительскую – святую святых для учеников. Приглашение, а вернее привод туда ничего хорошего не сулили … Там же, в углу коридора, стоял бочок с питьевой водой и "прикованная" к нему цепью алюминиевая кружка. Жутко помятая от того, что зимой мы разбивали ею ледяную корку в бачке. Видимо поэтому я до сих пор не знаю, что такое ангина.

И третья, "деревянная", школа, возведенная уездным земством лет сорок назад, - самая ветхая, с гнилыми полами и неплотными дверями. Но все равно в ней располагались две классные комнаты. Учеников в ту пору было много, за две сотни человек, и занятия шли в две смены. Классы отапливались печами-голландками, в которых мы порой до начала первого урока оттаивали чернила в чернильницах.

В нашем первом классе насчитывалось более 40 учеников. Сидели по трое за партой и в такой тесноте, что, бывало, кувыркали друг у друга пузырьки с чернилами. С последующими разборками. Из всего тогдашнего нашего класса только четверо дошли до получения аттестата.

Преподаватели начальных классов были местные, окончившие в довоенное и военное время нашу школу, а затем педагогические училища. Евдокия Евтеевна Рожина (Никулина) – моя первая учительница, Раиса Васильевна Клименко (Спирина), Нина Андреевна Колесникова (Багуцкая), Вера Федоровна Тряпкина. В третьем классе нас вела Зинаида Александровна Ларгина (Верясова), вернувшаяся с войны в сержантских погонах.

После четвертого класса, за который мы уже держали экзамены (!), нас учили приезжие выпускники учительского института (два курса после десятилетки) или пединститута. Больше двух-трех лет они в Покровке не задерживались. На смену им присылали новых! Из-за отсутствия учителя по немецкому языку наш класс смог осилить только программу за 5 - 7 классы. И вот на такой "базе" нам пришлось сдавать вступительные экзамены в вузы.

Из учителей тогдашних припоминаю тех, кого помню или о ком слышал. До войны на нашей улице жила семья учителей Фединых – Иван Федорович и Антонина Алексеевна. Душевные люди и замечательные педагоги. Их сын Валерий, будущий ученый-химик и доктор наук, портрет которого украшает аллею Славы в Перелюбе, начинал со мной. Федин-старший не вернулся с войны, и семья уехала куда-то под Саратов.

Шитов Николай Николаевич – преподаватель русского языка и литературы в 5 - 6 классах. Оригинальный и эрудированный человек. Близорукий, немного рассеянный, он перемежал объяснения на уроке стихами или рассказами о картинах художников. Увлеченно, порой не без юмора, рассказывал о происхождении некоторых слов и оборотов речи русского языка, рифмовал нам правила из учебника, некоторые я помню и сейчас. От него я впервые услышал о В. И. Дале.

Щербаков Алексей Петрович - застенчивый, скромный человек. Он любил играть с нами в волейбол, вел в школе литературный кружок, где учил нас писать стихи (!). Его жена, Красненкова Антонина Михайловна, очень старательно, мягким голосом вдалбливала в наши головы (порой забитые всякой чепухой) геометрию и тригонометрию.

Жигалина Любовь Ивановна, родом из Перелюба, - статная красавица с пышными, волнистыми волосами до плеч. На ее уроках истории мы больше с восхищением смотрели на нее, чем слушали. Но налетел моряк с кортиком на бедре (потом я узнал - наш, покровский, Владимир Иванович Живаев, будущий капитан 1-го ранга) и увез самую яркую нашу учительницу.

Наш классный руководитель в 8 – 10 классах Зинаида Захаровна Игошина. Простая в обращении, но дисциплину на уроках держала строго. Участвовала в выпуске классной стенгазеты. Встречала с нами рассвет после выпускного вечера.

Павловский Вадим Федорович - офицер-фронтовик, получивший в бою контузию и уволенный из армии. Блестяще вел уроки по Конституции СССР, которые он всегда начинал с рассказа о внутренних и международных событиях. Других источников информации мы тогда не имели.

Военруком (преподавателем военного дела) у нас был тоже фронтовик – офицер, демобилизованный по ранению, из Верхней Покровки – Иван Николаевич Глушков. На его уроках мы изучали винтовку, отравляющие вещества и часто "воевали": оборона, наступление, разведка. Для нас, пацанов, это были любимые занятия, и неслучайно после школы многие мои одноклассники пошли в военные училища и стали офицерами. Перед праздниками Глушков муштровал нас в строевом шаге, чтобы на торжественной линейке мы могли промаршировать перед "принимающим парад" директором школы. С песней. Иван Никитович скоро ушел служить в районную милицию, но прослужил недолго – умер от полученных в войну ранений. Заменил его Николай Семенович Лосев из села Смородинка -боевой офицер, лейтенант запаса, но уже в качестве физрука.

Запомнилось, что в войну в "белой" школе жила семья эвакуированных: мать, дочь и внучка. Старшая, "бабушка", работала завучем. К сожалению, их имена и фамилии стерлись из памяти.

Из директоров школы слабо помню Филиппова, лучше – бравого фронтовика-орденоносца Алексея Аксентьевича Багуцкого. Он преподавал нам арифметику в 5-6-х классах, своеобразно и доходчиво объяснял нам задачки.

Последние года четыре руководил школой Иван Петрович Кузуб. С твердым взглядом за стеклами очков, быстрый в движениях и словах. В нашем классе он вел русский и литературу, не выходя за пределы программы и учебников. Мы для него тоже были первым выпуском. После выпускного вечера, уезжая в Ершов, он простился с каждым из нас за руку и сказал напутственные слова. Уже будучи студентом, я встретил его в Саратове, и мы переговорили на ходу. Он похвалил меня, что "оправдал его надежды".

В то время учителя на селе пользовались безусловным авторитетом: образованные, умные, "по-городскому" культурные. А школа для нас на фоне окружающей серости была особым светлым миром. Мы старались блистать в этом мире не только учебой, но и другими талантами. Желающие ходили на хор, выступали на утренниках и в сельском клубе, участвовали в драмкружке, показывали свои "шедевры" на клубной сцене. Из активистов- заводил помню Колю Лобачева, Борю Самойленко, Сашу Кармишина, Люсю Живаеву, сестер Валю и Лиду Солдатовых. Старшая из них, Валентина Гавриловна Кулик, моя одноклассница до 7 класса, жила в Перелюбе, и мы с ней не раз встречались.

Руководила "культурной" программой неугомонная старшая пионервожатая Любовь Иосифовна Самойленко (Десятова) – товарищ Люба, как мы ее звали. Как я теперь понимаю, получалось у нее неплохо.

Безусловно, текучесть кадров преподавателей не способствовала качеству обучения, и в институты тогда попадали немногие. И тем не менее тогдашняя школа для многих закладывала прочный фундамент жизни. На том фундаменте выросло не одно поколение покровчан. Сейчас тамошняя школа продолжает выполнять возложенную на нее миссию. Я горжусь тем, что мне когда-то довелось быть под ее сводами, впитывать аромат знаний. Я продолжаю любить ее за то, что она для меня сделала.

Владимир Горобцов,

г. Волгоград, май 2006 года

На снимке: 1 ряд – Р. В. Спирина, А.А. Багуцкий, Н. Н. Шитов

2 ряд – В. Ф.Тряпкина, Л. М. Свинаренко, Н. А. Багуцкая, В. А. Глушкова (Заруцкая)

Фото 1947 года

Автор: Юлия Ульянова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 623

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика