Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Перелюбского муниципального района (Саратовская область).

413750, Саратовская область, Перелюбский район, с. Перелюб, ул. Ленина, 75
телефон: 88457521622
e-mail: gazeta-celinnik2006@yandex.ru

Профессией своей дышу

Однажды от учителей-ветеранов услышала такую фразу: "Если выбрал профессию педагога и впервые взялся за ручку школьной двери, то тебе уже надо ставить памятник".

Однажды от учителей-ветеранов услышала такую фразу: "Если выбрал профессию педагога и впервые взялся за ручку школьной двери, то тебе уже надо ставить памятник". Имелись ввиду современные дети, их отношение к учёбе, поведение. Учитель математики Елена Владимировна Завгороднева улыбается: “Ведь это шутка. Не более. Согласна, что быть учителем тяжело. И только по причине нехватки времени. Но чертовски интересно!”

Как она выбрала профессию? Да и не выбирала вовсе. Всё само собой решилось. Бабушка, мама, старшая сестра – все учителя. Поэтому и сомнений никаких не было. А почему математика? Объясняется банально просто: любила этот предмет по причине того, что была без ума от учительницы Нины Сергеевны Макаренко. Тем более, мама Галина Викторовна Барзенко поддержала решение дочери окончательно, напутствуя: “Конечно, математика! Не физика же...” Так, в 1989 году, закончив школу с серебряной медалью, Елена покинула родную Иваниху и уехала за высшим образованием в Саратовский пединститут.

Осталось позади детство. Ей посчастливилось носить октябрятскую звёздочку, пионерский галстук, потом, благодаря своему боевому и суперактивному характеру, быть пионерским вожаком, одной из первых вступить в комсомол. Спасибо сельской жизни и отчасти советскому времени, что Елена знает, игру в казаки-разбойники, 12 палочек, что такое прыжки на лыжах с трамплинов, коньки и первые высохшие поляны для популярной в то время игры “клёк”.

С теплотой вспоминает радиопередачу “Театр у микрофона”:

- Убиралась по дому и слушала. Так впервые познакомилась с повестью А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”. Впечатление осталось потрясающее. Телевизор дома стоял “для красоты”- он не показывал. Редко в хорошую морозную погоду можно было увидеть силуэты на экране. И как хорошо, что не было Интернета! Ученики очень много читали. А главное - умели общаться, дружить. К сожалению, этого не умеют современные дети. На перемене можно наблюдать такую картину: сидят подружки за одной партой и шлют друг другу эсэмэски.

Елена Владимировна вспоминает и школьное “Лунное кафе”. Оно работало раз в год, накануне встречи выпускников. Тогда старшеклассницы в школьной столовой пекли пирожные, блины, другие сладости для гостей праздника. Конечно, под присмотром учителей. Но какое счастье творить и чувствовать себя взрослой, а затем видеть, что твоё блюдо на столе. Кстати, тогда подростки знали, что такое труд, в полную силу помогали и по дому. Для Елены было привычным делом подоить корову, затопить печь, натаскать из колонки воды, а летом с сестрой перекидать мажару соломы, что привезёт отец с поля. Поэтому и мелкие неудобства студенческой жизни совсем не были в тягость. В маленькой комнате жили впятером. Первую педагогоическую практику прошла в пионерских лагерях, куда студентов пединститута посылали после 2-го курса: на 60 человек малышни три студента. Пришлось покрутиться и попереживать. Но то была самая лучшая и прекрасная пора в её жизни.

После учёбы приехала работать в перелюбскую школу. Ветераны-предметники Клавдия Алексеевна Князева и Клавдия Ивановна Звягинцева встретили молодую коллегу с некоей настороженностью и ревностью. Но буквально через четверть “оттаяли”, видя, что активная, жизнелюбивая и прекрасно знающая свой предмет учительница легко нашла общий язык и в коллективе, и среди детей. Она не стеснялась обращаться к "зубрам" точной науки за помощью, за подсказками. Но в итоге всё своё учительское наследство - старые книги по математике, которым цены нет, К. А. Князева отдала Елене. Через год Завгороднева получила классное руководство в 8-м физико-математическом классе.

- Вот тогда-то мне пришлось по-настоящему заняться математикой, - улыбается Елена Владимировна. - Класс мне попался довольно сильный, по моему предмету из 20 учеников только у одного была тройка. И ребята, желая испытать на знания, каждый день подходили с просьбой решить что-то, выискивая при этом самое сложное. Я понимала, что это мой главный экзамен. И от того, как я его выдержу, зависела репутация, уважение ко мне класса. Моему сыну было тогда 8 месяцев, оставляла на день его с нянькой, а по ночам на кухне ломала голову над уравнениями, которые приготовили мне мои ученики. Больше, чем в тот год, я в жизни не решала.

Но и ребята с лёгкостью справлялись со школьной программой, им требовались более сложные задания. В итоге, её выпускной по итогам экзаменов стал лучшим классом года, и ребята поехали в вузы со знаниями высшей математики, которую изучают на первом курсе.

Вот таким было начало её трудовой деятельности. А дальше время полетело со скоростью света. Не успела оглянуться, а уже за плечами 22 года работы. Она учитель высшей квалификационной категории, имеет звание "Почётный работник общего образования РФ". Является победителем Приоритетного национального проекта "Образование" "Лучшие учителя России". В 2003 году её класс первым в районе победил в конкурсе “Лучший ученический класс года” и первым поехал на экскурсию в Государственную Думу. Не было конца радости у детей, когда за эту победу они получили компьютер. Всю зиму вечерами приходили в школу, чтобы поиграть в виртуальные игры. В 2010 году другой класс Елены Владимировны вновь стал первым в этом же конкурсе. Ещё одна поездка в ГосДуму, ещё один подарок - новый моноблок к компьютеру.

Судя по отзывам коллег и руководства школы, Елена Владимировна вот уже многие годы является одним из самых успешных классных руководителей. Её школьные будни не заканчиваются звонком последнего урока. Постоянно находятся самые разные классные и внеклассные дела, организуются факультативы, полезные встречи, собрания. Стремится всё успеть вовремя, уделить внимание каждому своему ученику. Для своих коллег Завгороднева прежде всего коммуникабельный, жизнерадостный и отзывчивый человек.

Елена Владимировна считает, что свои отношения в классе нужно строить только на доверии, уважении, справедливости. Хотя в строгости и требовательности ей не откажешь.

Она очень болезненно воспринимает, когда ребята стараются увильнуть от труда. С субботников, например. Уверена, что трудотерапия ещё никого не испортила. Поэтому твердит, что нужно уметь уважать коллектив, себя, а считать, что кто-то сделает за тебя какую-то работу - низко. Переживает, когда в классе вспыхивают мелкие ссоры, конфликты, и приходится “включать” строгость. Дискомфорт и сбой в работу приносит и переукомплектовка классов. Но от этого никуда не деться: ребята уже выбрали профессию, и формирование классов по направленности просто необходимо.

Конечно, за годы работы многое изменилось в образовании. Появились новые требования, на смену выпускным экзаменам пришли ГИА и ЕГЭ. А значит, приходится менять что-то и в преподавании? И вообще, ЕГЭ это хорошо или плохо?

- Хорошо, потому что ученик сдаёт экзамены один раз. А потом он выбирает любое учебное заведение, ориентируясь только на заработанные баллы. Плохо то, что сама организация экзаменов слишком заумно-строгая. Любой отличник с самыми крепкими нервами начинает дрожать под “присмотром” видеокамер, от обилия охраняющих, наблюдающих, контролирующих. И в преподавании многое изменилось. Если раньше математику изучали глубже, то теперь подстраиваемся под требования ЕГЭ. Словом, в школьной программе произошла переоценка ценностей. Но таковы требования времени, и они неизбежны.

- Будь Ваша воля, что изменили ли бы в образовании?

- Освободила школу от рутины бумажной работы. Учитель должен работать с детьми.

И вот начался новый учебный год. Елена Владимировна как классный руководитель уже знакомится с новыми ребятами, пятиклассниками. Самая сложная первостепенная задача - сделать коллектив. У Завгородневой есть на этот счёт своя примета, она считает, что какой характер у классного руководителя, таким будет и характер у класса. А характер у неё всегда настроен на труд, оптимизм и дружелюбие. С 1 сентября учитель живёт привычной жизнью. Первые успехи детей будут вдохновлять, а встречи и телефонные разговоры с бывшими учениками радовать. И вновь все домашние дела уйдут на третий план, на второй - сын, студент 3-го курса политехнического института и восьмилетняя дочь. Про хобби не спрашиваю, знаю, у современных учителей для любимого занятия времени нет. Хотелось бы Елене Владимировне и цветами заняться, и классику перечитать.

Задаю последний вопрос:

- Если не учитель математики, то что?

- Не представляю. Но учитель - однозначно. Как без школы? Как без детей?

Другого ответа я не ждала.

Автор: Наталья Лапшова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 897

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика