К 460-летию добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав России Мухамедин Жилоков: "В Москве нас встречали на "браво" и "бис"
В июле 1957 года проводились дни культуры Кабардино-Балкарской АССР в столице нашей страны, приуроченные к празднованию 400-летия добровольного присоединения республики к Великой Руси. Мне посчастливилось быть в составе делегации, выехавшей ознакомить москвичей с искусством и культурой горских народов. К тому времени я пел в ансамбле песни и танца Кабардино-Балкарии и по отбору был включен в эту группу. Позже я поступил в институт имени Гнесиных и по окончании в 1965 стал оперным певцом музыкального театра.
Мы очень тщательно готовились к этим дням. Руководил объединенным хором радио, филармонии и ансамбля известный в СССР дирижер Аристарх Гаврилович Шузьм, а главным постановщиком и режиссером декады был популярный композитор Вано Ильич Мурадели. В Москве певцы и танцоры выступали на лучших концертных площадках столицы: Большом театре, зале имени Чайковского, Колонном зале, Центральном Доме Советской Армии, перед рабочими крупных московских заводов. И везде нас встречали на "браво" и "бис". Мы все время были в работе и толком не видели Москву. Но я об этом не сожалею, потому что оттуда мы вернулись с большим чувством удовлетворения за московские встречи.
Из нашего района в делегацию входили работник секретариата первого секретаря обкома КПСС Хатута Бербеков – будущий ректор КБГУ, солисты Каражан Урусова и я из Аушигера, Фаризат Кудаева из Жемталы. Вообще наш коллектив был интернациональный. В нем участвовали русские Ляля Кравченко и Мария Осиповна (фамилию не помню), таты- Дора Ханукаева, зурнисты Танахум и Пацадур Ашуровы, доулист Арон Исаков.
Надо сказать, что в конце 50-х годов был период невиданного подъема народного творчества и профессионального искусства. В истории нашей национальной культуры это время было расцветом как лирической, так и патриотической песни. Кабардино-Балкария должна гордиться тем, что у нее были такие мастера искусства: певцы, танцоры, артисты.