Саша – педагог. Уже не один год он преподаёт в родном Солёном Займище историю в ГАПОУ АО "Черноярский губернский колледж".
Работать в колледж, тогда ещё называвшийся Солёнозаймищенской средней школой, Александр Иванович пришёл сразу после окончания института. Премудростям преподавания истории детям Янцев обучался в Волгоградском педагогическом университете. Я всегда был уверен – не человек должен быть при дипломе, а диплом при человеке. Особенно это касается учительской профессии, в школе случайным людям не место. Саша Янцев, как мне кажется, был рождён стать педагогом, и я почему-то уверен, что именно историком. Тут как раз такой случай. Неспроста в апреле этого года историк из Солёного Займища вошёл в число десяти лучших по всей Астраханской области, номинируясь на звание "Учитель года", обойдя многих своих коллег-соперников из городских престижных гимназий и лицеев.
Что же это за человек - Александр Янцев? При личном знакомстве у меня сложилось мнение о нём, как о немногословном и говорящем лишь по делу человеке, не любящем лишнего шума и предпочитающего пустые слова делу. Прочтя небольшое эссе, подготовленное Янцевым к конкурсу, я убедился в том, что первое впечатление меня не обмануло. Янцев уверен в том, что лишь посредством труда человек может принести пользу обществу. А особо автор эссе упирает на то, что осознание человеком своей способности принести пользу обществу через труд играет огромную роль в становлении личности любого человека. Труд педагога с этой точки зрения выделяется Янцевым особенно, и тут я целиком и полностью его поддерживаю. Ведь люди этой профессии должны обладать такими качествами, без которых могут обойтись специалисты в других областях. Особое внимание, концентрация, увлечённость своей работой, помноженная на педагогический талант, который дан далеко не всем, вот то, чего требует профессия школьного учителя. Педагог никогда не должен преследовать личной выгоды, им должно руководить осознание важности своего дела. И это осознание делает труд педагога особенно ценным.
Александр Янцев, как я уже упоминал выше, преподаёт историю. Учитель не только учит других, он и сам вынужден постоянно учиться, чтобы не отстать от сумасшедшего бега современной жизни. Мне кажется, историков это касается особенно, больно уж любят переписывать эту науку. Янцев – учится. Иной раз самостоятельно, иной раз вместе со своими учениками. "Нет предела совершенству", - так было сказано великими. А совершенствовать учительскую профессию, по мнению Александра, значит учитывать и использовать в своей работе как объективные, так и субъективные факторы, которые постоянно переплетаются и влияют и на преподавателя, и на его учеников. Правильно подобранные материалы, педагогические и дидактические приёмы с в сочетании с чувством уважения и любви к своим ученикам, способностью ощутить себя на их месте, понять их увлечения и интересы вынуждают преподавателя постоянно самосовершенствоваться, тем самым давая толчок к дальнейшему развитию и педагогу, и детям. Учитель обязан сочетать морально-личностные качества, нравственное начало и профессиональный опыт. И от того, насколько разумно педагог совмещает эти аспекты в своей деятельности, зависит то, настолько образованными будут его ученики, уверен Александр Иванович.
На выбор Янцевым профессии огромное влияние оказали те замечательные люди, у которых сам Саша учился когда-то. Много достойных наставников трудились и продолжают трудиться в Солёном Займище. Особо Янцев выделяет свою первую учительницу Татьяну Григорьевну Мамонову, историка Сергея Викторовича Полякова, а также своего отца Ивана Васильевича, работавшим учителем черчения и ИЗО. Были и другие педагоги, оставившие след в памяти Александра. Их немало, и Александр не называет их имён из опасения, что он кого-то забудет упомянуть. Но всем им Янцев очень благодарен, обо всех тепло отзывается и, пользуясь случаем, сердечно поздравляет их с праздником.
Сегодня в Черноярском губернском колледже также трудятся отличные преподаватели. Все они – неравнодушные люди, преданные делу и любящие его. Александр уверен, что иначе и быть не может, ибо педагог может достичь вершин мастерства, лишь полностью отдавая себя работе, задействуя на полную мощь активные методы обучения. Лишь в этом случае преподаватель будет расти, будет расти и качество знаний, которые он стремится донести до своих учеников. Обучая других, обучаться самому!
Напоследок Александр Иванович сказал:
- Знаешь, профессия педагога – это наука под названием "Человековедение". Это не прекращающееся ни на минуту проникновение в мир ребёнка. И момент, когда ты раскрываешь в человеке нечто сокровенное, – это самый яркий миг в жизни учителя. Мы должны уметь раскрыть наших детей! И когда это происходит со мной, я уверен, мне открывается Момент Истины. Педагогической Истины…