Хронология

1780 - Екатерина II Еткаринской слободе придала статус города под названием Аткарск, потом был учрежден герб города с изображением реки и трех летящих птиц-рыболовов.

1781 - утвержден герб Аткарска, изображавший летящих над рекой птиц-рыболовов, которыми до сих пор изобилуют окрестности города.

1870 - страшный пожар уничтожил почти весь город за два часа. Его пришлось отстраивать заново, разметив широкие улица с юга на север и с запада на восток.

1871 - введена в эксплуатацию железная дорога Саратов-Тамбов, а в 1893 году построена железнодорожная ветка на город Вольск. С этого времени город Аткарск начал быстро заселяться железнодорожниками, ремесленниками, купцами.

1874 - введено новое городское положение, начало работать городское начальное училище, открыто женское начальное училище.

1923 - был пущен в строй Аткарский элеватор, который начали строить ещё в 1913 году. Об этом была послана телеграмма В.И. Ленину, а элеватору присвоили его имя.

1928 - смонтировали более мощную громкоговорящую аппаратуру для радиоузла и стали проводить радиоточки по городу для населения.

1928 - в городе действовали: маслозавод, мельница с числом рабочих 20 человек, кирпичный завод и ремонтные мастерские, а также предприятия железной дороги. Городская электростанция имела мощность всего 46 киловатт и к ней было подключено 250 потребителей. Водопровода в городе не было, а питьевую воду получали из колодцев и из родника около Московского переезда.

1928 - завод "Ударник" имел 60 рабочих, 12 станков.

1928 - на почте был установлен телеграфный аппарат системы Юза.

1928 - произведено новое административное деление Саратовской области. Аткарский уезд был разделен на 8 районов: Аткарский, Баландинский. Дурасовский, Екатериновский, Еланский, Жерновский, Карамышенский и Лысогорский. Часть территории уезда отошла к другим районам и к Сталинградской области. Вместо Уисполкома был образован Райисполком.

1929 - образован Аткарский округ в который вошли районы: Аткарский, Жерновский, Петровский, Екатериновский, Дурасовский, Лысогорский, Широко-Карамышевский, Баландинский, Татищевский и Вязовский. Райисполком преобразовали в Окрисполком.

1930 - Окрисполком ликвидировали и восстановили райисполком. Площадь Аткарского района сократилась до 2147,49 квадратных километров. (После укрупнения районов в 1958 году к территории района присоединили Дурасовский район с пятью сельсоветами и площадь района увеличилась до 2680 квадратных километров).

1930 - в районе было 80 колхозов.

1930 - организован городской колхоз "Культурный пахарь", в Прокудино – "Знамя Комунны", в Дурасовке – "Максим Горький". На Пригороде был колхоз "Красный Октябрь" (председатель Морозов), колхоз имел 300 лошадей, 14 сеялок, 40 плугов, 40 серпов и бороны.

1931 - организован Аткарский комбинат сельского мукомолья.

1933 - основана автоколонна из нескольких грузовых машин, которая располагалась на ул. Чапаева, 64 (ныне на этом месте располагается ресторан "Золотая рыбка"). Перед войной автоколонна получила несколько небольших автобусов и организовала перевозки пассажиров по двум городским маршрутам: от вокзала до Нижней Красавки и от рынка в Залинию по кольцу через Саратовский переезд.

1931 - начато строительство Дома Коммуны и электростанции на 800 кВт, здания Госбанка, Дома культуры. Электростанцию построили на Рабочей улице, она стала давать электроэнергию предприятиям, учреждениям и для освещения домов жителей.

1932 - принято решение о строительстве аэродрома на землях совхоза "Красная Звезда". Выравнивание поля было поручено этому же совхозу.

1932 - была проведена реконструкция мельзавода № 13, основанного на базе бывшей мельнице купца Божедомова 1908 года постройки, – был проведен железнодорожный подъездной путь, заменено устаревшее оборудование: установлен двигатель фирмы "Братья Бромлей" мощностью 160 л.с. с ременными трансмиссиями, вальцовые станки фирмы "Бюллер". (К 1940-му году производительность мельзавода составляла более 60 тонн муки в сутки).

1933 - на бывших землях помещиков Подъяпольских был образован совхоз "Красноармеец". В этом же году на бывших землях графа Юрьевича был создан совхоз "Елизаветинский", директором был Плотников А.И. В Елизаветино в 1930 году был также колхоз "Имени Сталина". В 1957 году совхоз и колхоз слились в одно хозяйство – совхоз "Елизаветинский".

1935 - организован Аткарский лесхоз, который осуществлял мелкие работы по облесению и уходу за лесами.

1936 - на станции Аткарск была построена электростанция для снабжения электроэнергией предприятий железнодорожного узла. На ней было установлено четыре дизельных генератора. Под неё было выложено кирпичное одноэтажное здание на улице Пушкинской (в то время Сарыгинской). Первоначальная мощность станции составляла 300 кВт.

1937 - завершено строительство трехэтажного жилого здания "Дома Коммуны" на углу улиц Чапаева и Пушкинской (простояло они лишь до конца 1980-х годов. Как отмечают старожилы, на его постройку пошли кирпичи от взорванного Сретенского храма).

1940 - в Аткарском районе было 4 МТС, 327 тракторов, 115 комбайнов, 53 автомашины. В районе было 24 небольших предприятия и по этому показателю район был на шестом месте в области. На железной дороге работало около четырех тысяч человек. Депо обслуживало линии: Аткарск – Б. Карабулак, Аткарск – Ртищево, Аткарск – Баланда. В городе работало 4 начальные школы, 8 средних школ, 8 – семилеток, педучилище, ЖУ-2, всего около 9 тысяч учащихся.

Подзаголовок

Красочное театрализованное представление, посвященное открытию мемориальной доски на доме, в котором жил Ф.Н.Палюков - городской голова, который сделал наш город красивым и процветающим, - прошло 2 июля на углу улиц Советской и Коммунистической. Красочное театрализованное представление, посвященное открытию мемориальной доски на доме, в котором жил Ф.Н.Палюков - городской голова.

Видеосюжет о праздновании
Дня Победы 2014

Большинство архитектурных шедевров нашего города, сохранившиеся и поныне, были построены в тот период - с 1888 по 1917 г.