Этот памятник виден при въезде в село. Находится он на территории сельского кладбища, и приезжие часто спрашивают о нём. Памятник красноармейцам РККА, погибшим 17-18 ноября 1920 года в бою с белогвардейцами Семёнова за село Чиндант-2.
Установлен он был в 1962 г. на братской могиле, в которой похоронены 93 красноармейца.
Захоронение размером 5 на 3 м ограждено железной оградой, цементный постамент со ступеньками, в центре – стела, увенчанная звездой. Над изображением серпа и молота – пятиконечная звезда в красном цвете, рельефное изображение знамени (стёрто, просматривается плохо) и две металлические таблички одна над другой (надписи стёрты, но восстановлению подлежат). Перед постаментом – братская могила.
… Поиски привели меня к сбору истории нашего села и событий Гражданской войны 1918-1922 гг.
"Ты за кого? Тожно и я за красных"
В пойме реки Борзянки во все времена людям хватало и земли, и воли. Дружно жили рядом русские, буряты и тунгусы. И вражды меж ними никакой не было. Революционные события 1917 года докатывались до борзинской земли с опозданием, да и местные казаки не очень торопились что-то менять в своей жизни. Казаки, вернувшиеся с империалистической войны, старались сохранить свой спокойный и размеренный быт. Но разразившаяся Гражданская война вынудила их воевать на родной земле. И воевали они не за землю, а на своей земле.
Из воспоминаний Ивана Михайловича Старицына: "Старики рассказывали, которые мужики так и сами не знали, куда податься (к красным или к белым, – прим. автора). Не податься, всё одно – мобилизуют. Спросит один другого: ты за кого? За красных. Тожно и я за красных". Самое главное – хотели, чтобы война скорее заканчилась. Но она оказалась долгой и жестокой. Среди казаков произошёл раскол. Одни стали защищать свои вечные идеалы и традиции, другие устанавливали новые. Все доказывали свою правоту, свою власть.
Только чиндантские казаки особо в драку не лезли. Открыто своё мнение не высказывали – держались обособленно. Но и это не помогало: приходили в село белые – наказывали семьи красных. Приходили красные – чинили расправу над семьями тех, кто воевал за белых.
Гражданская война глазами
её участника
В 1972 году в Чиндантскую среднюю школу, на имя директора, пришло необычное письмо из Симферополя. В нём автор – Наум Демьянович Воскобойников очень подробно рассказывал о событиях времён Гражданской войны, участником которых он был.
В ноябре 1920 г. 16-й и 17-й стрелковые полки амурских партизан под командованием Николая Николаевича Неволина и товарища Шитова подошли к селу Чиндант-2 со стороны Нижнего Цасучея. Полки шли от станции Карымская через станции Адриановка, Бурятская и Могойтуй. Совсем поздно, в 11 часов вечера, партизаны подошли к селу. Решили в село не заходить.
На станции Борзя стояли войска под командованием барона Унгерна. Рано утром начался бой. Белые с броневика начали стрелять по партизанам. Через некоторое время им в помощь вышел кавалерийский полк. Измученных и уставших, полуголодных партизан кавалеристы рубили направо и налево. Говорили, что всё поле от горы Бухи и дальше, до Большого Кирея, было усыпано телами красных партизан.
Из воспоминаний Е.М. Романовой: "... Бабушка нам рассказывала, что в село ночью белые пришли. Ни к кому не стучались. А за селом бой был, воевали. Говорила бабушка, что в ноябре это было. А после, как все ушли, люди собирали убитых солдат и к кладбищу свозили. На конях собирали".
Старики чиндантские помнят и рассказывают, что после боёв "всех-всех убитых солдат Иван Антонович Старицын, тогда молодой ещё совсем, и с ним другие собирали на конях. И всех вместе в одной могиле похоронили". Отпевал погибших священник, которого сельчане звали Романычем.
Вот так и появилась на сельском кладбище братская могила. Защитников своих и врагов своих, павших на одном поле брани, в одну могилу не принято укладывать. Но позволяют люди себе нарушить святой закон веков. Народ чиндантский предал земле просто православных русских людей. И уж, наверное, не злобясь на одних и не кляня других, а скорбя и горюя за всех и за каждого.
Внимательно перечитываю письмо, снова и снова. Воскобойников называет несколько фамилий. Двое его друзей – братья Степан и Фёдор Ральковы, Алексей Вырва из Амурской области. Даже адреса написаны. Значит, есть тонкая нить надежды ещё что-то узнать об этом событии. И войсковое соединение известно. Только неточности – количество похороненных. Наверное, при таком сражении потери были гораздо больше с обеих сторон.
Из материалов районного музея
"Борзинский район, с. Чиндант-2. Памятник жителям села – партизанам, погибшим в годы Гражданской войны. Установлен в 1962 г., на братской могиле партизанам и народоармейцам, погибшим в 1920 г. при освобождении села от белогвардейцев, по инициативе тов. Любезных (ещё одна фамилия, требующая дальнейшего исследования)".
Данные сведения породили новые вопросы и сомнения. На оборотной стороне фото памятника написано: "93 человека отряда "Старика" (т. Буторина)", а в письме Воскобойникова другие фамилии. И погибших у него значится 92 человека. По воспоминаниям односельчан, в этом отряде чиндантских не было вовсе, так как это было соединение амурских партизан. И тела погибших не были обезображены, как утверждает в письме Воскобойников, просто смерть никого никогда не красила. Разрубленные пополам, обезглавленные тела, вероятно, оставили неизгладимые впечатления у оставшихся в живых.
Нужно ли восстанавливать историю?
Да, действительно, очевидцы тех событий умели молчать, опасаясь, наверное, не столько за себя, сколько за родных и близких. В те, 20-е годы прошлого столетия, возможно, не так было важно, кто погибший – красный или белый. Важно было предать их тела земле, похоронить по-людски. А мы сейчас должны постараться правильно разобраться в том, что произошло 100 лет назад. Сделать будет это очень трудно, но мы постараемся.
Задаю себе и окружающим вопрос: "Нужно ли восстанавливать хронику тех событий? Если да, то зачем? Может, это уже никому не надо?" И слышу в ответ: "Нет, надо! Затем, чтобы помнить свою историю и гордиться истоками своими, возрождать традиции добрые и крепкие. Чтобы будущие поколения росли и помнили всех, кто отдал свои жизни за свободу. Да за то, чтобы просто быть свободным на своей земле".