У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к родному краю. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной – мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
360 лет назад отряд казаков-первопроходцев Петра Бекетова основал в окрестностях современной Читы, где-то у села Сивяково, небольшой острог – квадратное зимовье с избами по углам. Именно отсюда пошло освоение Забайкалья.
Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является родной Забайкальский край. Не только природой славится он, но и людьми – сильными, добрыми, гостеприимными. Родина начинается с отчего дома. Родные, знакомые с детства места – это наша малая Родина, наш родной край. И мы должны знать и беречь свою Родину.
Наша малая Родина – забайкальское село Хада-Булак. Вот как описывает свою версию его образования Анна Кондидовна Тупицына (правнучка основателей села): "… Мои предки основали это село 400 лет назад. … По царскому указу казаки из Запорожья были отправлены для освоения, а точнее, для захвата земель Казахстана и Восточной Сибири – Даурских степей. Казаки пошли обозами, везли зерно, гнали скот. Во главе рода Буториных был казак Фёдор, он был кошевым казаком в Запорожье. Казаки дошли обозами до Казахстана и бросили жребий, кому остаться там. Их роду жребий не выпал, и они двинулись дальше – в Даурские степи, в Забайкалье. Зимой перешли через Байкал. Братьев было пять или семь человек, точно неизвестно. Поселились они семьями в Даурских степях, на границе, в селе Шундия. И стали искать земли, где построить свои дома, основать своё поселение. Нашли это место, где сейчас стоит село Хада-Булак".
Почему именно это место облюбовали братья Буторины? Горный родник, стекающий в узкую долину, понравился казаку Кресту Буторину, здесь и основал он свою заимку. Дом, построенный казаками, был большим и основательным. Позже в этом доме был магазин, затем – маслозавод.
Дома тогда возводили по севернорусскому типу. Под одной крышей были и дом, и сарай. На подворье сооружали тесовую ограду. Скотный двор огораживали тонкими круглыми брёвнами. Рядом с ним устраивали гумно, ставили скирды сена. Дома содержали в исключительной чистоте. Не только мыли и скоблили полы, а также стены и даже полы в сенях, скоблили и крыльцо. Мели дворы, ограду, улицу. Поэтому в селе были чистота и порядок.
В дальнейшем начали рубить пятистенные, шестистенные и даже круглые дома. Они были просторными и светлыми. Карнизы, ставни, наличники отделывали резьбой. Всё поселение было огорожено поскотиной. В сторону Бревенной стояли огромные ворота, столбы были большие, руками не обхватишь.
"Хада" – и в бурятском, и в монгольском языках означает "гора", а "булак" – "ключ", "родник". Хада-Булак в переводе означает "горный родник". Это название и получило село.
В подтверждение строк А.К. Тупицыной читаем у Бальдауфа (первый поэт Забайкалья, 1800-1839 года рождения): "Хада-Булак есть небольшое селение, где возрождаются добрые души всех умирающих пограничных казаков и казачек. Ныне в этом райке до 20 человек старых и малых: сколько добрых людей на границе" (газета "Забайкальский рабочий"). Именно в это время он написал свое стихотворение "Певицам Хада-Булака".
До двадцать девятого года прошлого века здесь были большие семейства, семейные кланы Викуловых, Собакеевых. Но самыми большими были два рода: Буториных и Токмаковых.
Село было богатым, и зажиточных в нём жило больше, чем бедных. По воспоминаниям сестёр Софьянниковых, в селе было три улицы. По Низовской стояли дома Буториных. В те времена братья, а затем и их сыновья, строились рядом. По Глинянке жили Токмаковы, тоже народ зажиточный и трудолюбивый. Купец Викулов со своим двухэтажным домом и магазином возглавлял третью большую улицу. Эта улица была центральной в селе.
В начале века, примерно в 1902 году, хада-булакцы всем миром построили в селе церковно-приходскую школу. Церковь была возведена раньше. Она была красивая, с убранством и богатой утварью. Уклад был строгий, по словам старейших жителей: отец сына в узде держал, мать с дочери глаз не спускала. "Родить в девках – позором считалось. Если уж кто и родит, за вдовца отдавали, или за бедного, у кого шаром покати. Во, как было", – вспоминает Анна Степановна Буторина. Но всё же старики рассказывают, как крепко и сильно раньше жил народ, как дружно соседствовал с бурятами. Буряты тоже жили богато. Бедняком считался тот человек, у кого была сотня овец да козы.
Вот какие бедняки были в Хада-Булаке. "…Почему жили богато? Потому что правильно пользовались природными богатствами – землей, водой, пастбищами, лесными богатствами. Жили дружно, не воровали друг у друга и не пьянствовали. Буряты пасли скот, табуны лошадей, отары овец. Русские сеяли хлеб, косили сено, возили лес, строили дома. И все трудились", – из воспоминаний старейшего жителя села Эрдынижап Очировича Будаева.
В 30-е годы богатых раскулачивали, выселяли, некоторые ушли за границу, а бурят угнали в Агинск. Земли заняли военные, на территории был организован укрепрайон, а Хада-Булаку осталась небольшая часть земли.
В советские времена село Хада-Булак был одним из лидеров по количеству заготовляемой сельскохозяйственной продукции. Зерновые культуры, овощи, молоко, мясо, шерсть – всё это сельчане, привычные к работе, производили для государства в колхозе. Шли годы, появились в селе новые улицы, создавались новые семьи. Зазвучали новые имена людей.
Мать. Пожалуй, самая трудная должность на селе. Славен Хада-Булак многодетными семьями. У нас есть семьи, в которых по 10 и более детей.
Хада-Булак, как и многие сёла, многонационален. Проживают в нём русские и украинцы, буряты, татары, молдаване. Есть у нас и потомки тунгусов. Живут все единой, дружной семьей. Некоторые породнились между собой. Есть и разнонациональные семьи. Культуры народов так переплелись, что мы можем гордо сказать о себе, что все мы – забайкальцы. Доказательством этому служит наша кухня. Во многих домах готовят: буузы (бурятская кухня), шаньги, пельмени (сибирская, русская), плов (узбекская), шашлык (кавказская), голубцы, мамалыгу (кукурузная каша) – молдавская кухня, борщ (украинская), блины, щи – вновь русская кухня. Дети разных народов учатся в нашей школе и играют в одни игры.
Люди нашего села бережно хранят свои традиции, и на праздниках можем услышать песни разных народов. А так же совместно встречаем и Масленицу, и Саагалган, и другие праздники. Новый год – любимый для всех от мала до велика. Наряжают ёлку, собираются за праздничным столом, загадывают желания, поздравляют друг друга, дарят подарки.
У бурят новый год называется Сагаалган или Белый Месяц. Буряты отмечают его в феврале, праздник означает приход весны. Готовят белую молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы, ходят друг к другу в гости, дарят подарки. И что интересно – проводят все сельчане праздники совместно.
Занятия спортом тоже укрепляют дружбу людей разных национальностей. В нашем селе развиты волейбол и бокс. Неоднократно наши спортсмены занимали призовые места по волейболу. В селе воспитали двух мастеров спорта по боксу. А многие ребята стали кандидатами в мастера спорта. Боксом занимаются не только юноши, но и девушки.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в гендерной структуре населения мужчины составляли 50,9, женщины – соответственно 49,1 процента. Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 85 проц. от 928 чел.
По сей день люди нашего села занимаются животноводством. Суровая забайкальская земля пытает их морозами, сушит летним зноем. А за выносливость, упорство, храбрость и трудолюбие награждает их красотой и богатством лесов, широтой степей. Поит их водой из целебного источника "Аршан".
Местные жители называют переселенцев "западными", а себя "гуранами". Гуран – дикий козел. Почему местные жители называют себя гуранами –неизвестно, но существует легенда: будто в давние времена два брата охотились и один убил другого, по ошибке приняв за козла. А может быть, потому, что русские женились на бурятках и появились другие сильные красивые люди.
Наше село стало Родиной для многих известных талантливых и сильных людей, которые своими делами прославили Забайкалье, Россию.
Богата духовная культура народов нашего края. У забайкальцев есть свой говор, который сохраняется в сказках, легендах. Сохранился он и в нашей речи.
Мангыр – дикий чеснок, отхон – младший ребёнок в семье, ургуй, ургульки – подснежники, шара – чайные выварки, шуля – бульон…
Нравится почему-то гурану поставить приезжего человека в тупик малопонятными словечками или даже целыми выражениями, специально для этого придуманными. Например: "Лонись мы с братаном сундалой тянигусом хлыняли", что означает: "В прошлом году мы с двоюродным братом ехали вдвоём на одной лошади по затяжному подъему мелкой трусцой".
Что обозначают слова выражения: сундалой – езда верхом на одной лошади, падушка – затяжной подъём, тянигус – небольшая падь, долина между горами – сопками, братан – двоюродный брат, хлынять – ехать трусцой.
Изучение прошлого, своих корней, любовь к родному краю, знание истории и есть основа, на которой и должен осуществляться рост духовной культуры нашего народа. По обычаю бурятского народа нужно проявить уважение к старшим. Младший первым протягивает навстречу старшему руки вверх ладонями. Старший, отвечая, касается их протянутыми вниз ладоням рук.
Суровая наша земля, но родная. И горе тому, кто её забудет. Сердце такого человека никогда не познает радости.