Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сегежского района Республики Карелии

186420, Республика Карелия, г. Сегежа, улица Щербакова, 2а
телефон: +7 (81431) 4-23-85
e-mail: doverie46@mail.ru

Северная лавра

Давно был наслышан о красотах и святости Александро-Свирского монастыря, но побывать в нём не удавалось. И вот благодаря приглашению друзей, заказавших автомашину и гида в одном из петрозаводских турбюро, едем по южной Карелии...

Как будто специально для нас после череды ненастья выдался ясный день, и солнце вносило дополнительный колорит и без того в столь яркую палитру красок, мелькавшую за оконным стеклом

машины. Тем временем гид сделала экскурс в историю прославленной православной обители.

Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, находящийся теперь на территории соседней Ленинградской области в 21-ом километре от Лодейного Поля, был основан в конце XV века в малолюдном лесном олонецком крае среди проживавших там карелов, вепсов и чуди. Как это происходило и о его первом игумене разговор пойдёт немного позже. А пока приведём ещё

несколько исторических фактов.

С той далёкой поры сохранилась лишь небольшая каменная Покровская церковь. Она была

построена при участии самого основателя обители в 1533 году на пожертвования царя Василия

III, отца известного всем Ивана Грозного. С середины XVII века к Свято-Троицкому монастырю

был приписан ещё один - Введено-Оятский. А в 60-80 годах XVIII века Троицкое отделение

обители служило резиденцией епископа Олонецкого и Карельского, викария Новгородской епархии. Вообще XVIII - XIX века были периодом расцвета монастыря. Именно в это время историки его называли Северной лаврой. На своём пике обитель включала в себя 8 храмов, имела богатую ризницу, дорого украшенные иконы, внушительное книгохранилище с древними рукописями,

ценными свитками и книгами.

Северной лавре подчинялись 27 других монастырей и пустыней. И вот уже подъезжаем к Александро-Свирскому монастырю. Перед нами открывается величественная панорама - зелёные купола церквей и соборов на белоснежном фоне монастырских стен, справа - голубая гладь озера, зовущегося Рощинским. Всё это радует глаз и волнует душу. Любуясь этим великолепием, вступаем на территорию обители.

Мы уже знаем, что монастырь исторически состоит из двух связанных между собой комплексов: Троицкого, что первым встречает туристов и паломников, и Преображенского. Гид ведёт нас к Преображенскому, где она должна передать нас местному экскурсоводу, который проведёт по монастырю, покажет и расскажет о его архитектурных достоинствах и реликвиях. Но мы попали на завершающую часть церковной службы в Преображенском соборе, и с экскурсией пришлось подождать.

Преображенский собор - внушительное пятикупольное сооружение, датированное 1644 годом.

Оно - с двумя приделами, одним из которых является церковь Захарии и Елизаветы, соединённая с собором переходной галереей. Первоначальное здание церкви с шатровой колокольней не дошло до

наших дней, так как было уничтожено пожаром в 1784 году. Новое же - результат перестройки и реконструкции, проведённых позже.

Сам собор - смешение различных архитектурных стилей. Изначальный новгородский был

дополнен постройками барочного типа с фрагментами классицизма, характерными для византийских базилик.

Слева от главного входа в собор находится каменная часовня, возведённая там, где по преданию Александру Свирскомуи явилась Святая Троица и возвестила ему о необходимости создать монастырь.

Ещё левее, уже за собором, расположена изящная колокольня, на самом верхнем ярусе её - большой колокол, звучащий в трезвучном миноре. Это самая последняя постройка в монастыре (1903 - 1904 годы). Есть ещё в Преображенском комплексе и Надвратная церковь Николая Чудотворца конца XVIII века, воздвигнутая над главным входом на его территорию.

Показав нам всё это, экскурсовод предложила пройти в Троицкую часть монастыря. Естественно, знакомство с ней началось с самого Троицкого собора. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, посвященная Святой Троице, времён Александра Свирского. Позднее её сменило каменное сооружение, выстроенное по новгородским образцам (за основу был взят Иверский собор Валдайского монастыря), также пятикупольное. Нынешнее здание с одним зелёным куполом - уже четвёртое по счёту - построено в 1695 году.

О самой древней каменной церкви - Покрова Пресвятой Богородицы - мы уже упоминали. Добавим только, что и в её облике наблюдается смешение стилей, но только сплошь северных: новгородского,

суздальского и вологодского.

Обращает на себя внимание звонница. Построенная в середине XVII века, она о трёх ярусах

с тремя шатрами и, на наш взгляд, является главным украшением Троицкого комплекса. И наконец церковь Иоанна Дамаскина, самой поздней постройки в этом комплексе (1716 год), иначе названная "Больничной", расположена севернее собора и к ХХ веку пришла к запустению. Была восстановлена на людские пожертвования. Любопытно, что она напоминает сам Троицкий собор, только в миниатюре.

Экскурсовод позвала нас зайти в Троицкий собор и полюбоваться его росписью. Это фрески, выполненные в XVIII веке, и они, действительно, заслуживают внимания: яркие, выразительные,

запоминающиеся. Заметим, что, по свидетельству экскурсовода, они становятся лучше год от года,

как бы самовосстанавливаются, и это подтвердила одна из паломниц в нашей группе, которая, побывав здесь впервые прежде, имела возможность сравнивать их состояние.

Рассказ экскурсовода плавно перетёк на описание жизни основателя обители. Она и вправду необычна - подвижническая. Родился он 15 июня 1448 года в семье небогатого крестьянина. С

юных лет Амос, такое имя получил при крещении, отличался благочестием, соблюдал посты.

После встречи с валаамскими монахами он решил посвятить себя богослужению и в 19 лет

вопреки воле родителей отправился в монастырь на Ладоге. Там он принял монашеский постриг с именем Александр. Семь лет был отшельником на одном из островов на Ладоге, позднее названном Святым, а затем получил разрешение отправиться к реке Свирь и поселиться там.

Придя в окрестность Рощинского озера, он ещё 7 лет прожил отшельником. Однажды во время

охоты увидел его местный боярин Завалишин, побеседовал с ним, уверовал в его святость и

стал снабжать всем необходимым для жизни, тогда как до этого отшельник питался лишь дарами природы. Постепенно слух о святом отшельнике разнёсся по окрестностям, и к нему начали

стекаться люди. Они и стали первыми насельниками созданной им обители. В возрасте 85 лет

Александр Свирский покинул этот мир, а его мощи, обретённые дважды - в 1641 и 1998 годах, стали главной реликвией этого монастыря.

После завершения экскурсии нам посчастливилось в помещении с хорошей акустикой послушать

песнопения в исполнении монастырских певчих, обладающих хорошими голосами и имеющими

консерваторское образование.

Время приблизилось к обеду, и мы решили подкрепиться в трапезной монастыря. Была пора поста, и мясных блюд здесь не подавали. Но жаркое с грибами и овощами оказалось, к нашему удивлению, не только вкусным, но и сытным.

Пребывание в монастыре подходило к концу. Сделав на прощание несколько снимков, мы вернулись к нашему водителю.На обратном пути обменялись впечатлениями. Каждый называл различные, подмеченные только им, нюансы. Но вывод был единым: посещение Александро-Свирского монастыря оказалось и интересным и полезным для души

Автор: Владмир Свинцов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1481

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика