Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сегежского района Республики Карелии

186420, Республика Карелия, г. Сегежа, улица Щербакова, 2а
телефон: +7 (81431) 4-23-85
e-mail: doverie46@mail.ru

К 75-летию Победы

Герой труда из военного лихолетья.

В учебнике 10 – 11-х классов по истории Карелии есть информация о том, в каких сложных условиях в годы Великой Отечественной войны работали железнодорожники Кировской магистрали. Противник предпринимал немало попыток нарушить сообщение по этой дороге. За годы войны на нее было совершено около 3000 воздушных налетов, сброшено более 30000 авиабомб, совершались диверсии. Но железнодорожники обеспечивали бесперебойное движение поездов. За трудовые успехи в военное лихолетье 618 железнодорожников этой дороги были награждены орденами и медалями, а четверо удостоены звания Героя Социалистического Труда, среди них – Е.И. Меккелев. Во время войны Евгений Ильич работал на станции Идель. Дом, в котором он жил, и сейчас стоит на улице Школьной. На его стене 8 мая 1990 года установили в честь Меккелева мемориальную доску.

Весной 2019 года с Настей Клочковой, членом исследовательской группы "Выговцы", мы решили выяснить среди сегежан, знает ли кто-то этого человека. На тропе здоровья нами было опрошено 100 человек. Вопрос был такой: "Знаете ли вы, кто такой Евгений Ильич Меккелев, которому в нашем районе в п. Идель установлена мемориальная доска?" Опрашивали людей разного возраста. Никто даже не слышал такого имени. Среди опрошенных были его земляки из Падан и сел бывшего Сегозерского района и недавние выпускники школ.

Евгений Ильич Меккелев родился 24 декабря 1916 года в селе Паданы (бывший Сегозерский, ныне Медвежьегорский район Республики Карелия) в крестьянской семье. Окончил 7 классов Паданской средней школы и в 1936 году поступил в Петрозаводский эксплуатационный путейский техникум. После окончания техникума работал поездным диспетчером на железнодорожных станциях Уросозеро и Масельгская Кировской железной дороги. В 1937 году Е.И. Меккелев был призван в армию. Служил красноармейцем, младшим командиром взвода гаубичного артполка в Сибирском военном округе. Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе. В бою был контужен.

Затем участвовал в сражениях Советско-финской войны (1939 – 1940гг.), был вновь контужен. После лечения и демобилизации вернулся на работу поездным диспетчером станции Масельгская, где организовал первую на Кировской железной дороге молодежную смену. С началом Великой Отечественной войны продолжал выполнять свои обязанности, хотя станция находилась фактически в прифронтовой полосе.

Когда линия фронта оказалась совсем у Масельгской, рабочих перевели на станцию Идель. Участок действующей Кировской магистрали был небольшой, но через станцию Идель, где теперь работал Е.И. Меккелев, шли военные грузы, поступавшие в порт Мурманск от союзников.На протяжении всей войны он, работая диспетчером, являлся инициатором соревнования за соблюдение графика движения поездов, что позволяло увеличить скорость продвижения поездов. Станцию часто бомбили. Четырежды он обезвреживал мины, которые вот-вот должны были взорваться. Ради спасения людей и дороги он часто рисковал собой. Е.Е. Юденко рассказывала: "Однажды во время бомбежки вдруг увидела, как что-то черное закатилось под мою будку. Подошла посмотреть и обомлела от ужаса: бомба! Тут же позвонила на станцию. Прибежал сам Евгений Ильич и обезвредил смертоносный сюрприз". (Сведения из материалов школьного музея п. Идель.)

В начале 1943-го Меккелев был назначен на должность старшего диспетчера военно-эксплуатационного отделения №2 Карельского фронта. Выполняя поставленные задачи, железнодорожники Кировской магистрали в период Великой Отечественной войны неоднократно завоевывали первенство во Всесоюзном соревновании. Четырем лучшим из них, в том числе Е.И. Меккелеву, в ноябре 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда "за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства". После окончания войны, в 1945 году, он был назначен заместителем начальника Медвежьегорского отделения Кировской железной дороги. А по окончании в 1948-м Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта работал на инженерных и руководящих должностях в Петрозаводском отделении Октябрьской железной дороги, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Впрочем, не только трудовыми успехами отличился Е.И. Меккелев. В годы Великой Отечественной войны Евгения Ильича привлекали к выполнению заданий разведывательного характера. Уже в первые месяцы войны была организована разведка в тылу противника. На 1 октября в разведку было отправлено 164 человека, большинство из них было противником обнаружено сразу после десантирования. После этого высадка разведчиков резко сократилась. Для направления в тыл противника разведгруппы стали комплектовать из 2 - 3 человек, реже из 5 - 6 человек. Как правило, за месяц до выхода на задание отобранные в группу заброски разведчики выводились в изолированные пункты, одним из таких пунктов была Сегежа. Здесь под руководством оперативного работника проходили совместную подготовку по специальным планам, согласованным с НКГБ СССР, готовили как "военную разведку". Отрабатывались задание, легенда каждого разведчика, изготовлялись документы на вымышленные имена, определялись маршруты движения, изучались схемы расположения домов, списки жителей, рекомендованные письма, пароли для связи, проводились тренировочные походы и сеансы связи.

Весной 1942 года стали привлекать местных жителей, которые хорошо знали район действия, располагали там связями, владели финским или карельским языком. Конечно, выбирали надежных людей. С ними не было необходимости проводить длительную подготовку к заданию. Одним из таких разведчиков был Е.И. Меккелев. Евгений Ильич был командиром отряда особого назначения и спецгруппы, действовавших в тылу противника на Карельском фронте. Он принимал участие в разведывательных рейдах в тылу противника с начала войны. Его группа называлась "Косачи" и состояла из трех человек. Кроме него, в состав группы входили Николай Иванович Филатов и Борис Павлович Балин. Район действия "Косачей" был родной Меккелеву – Сегозерский и Медвежьегорский районы. Во время этих рейдов на работе Меккелев считался в командировке. Сотрудники не знали, где он бывал и что делал в это время.

В годы войны было создано 78 разведывательных групп, многие погибли. "Косачи" возвращались всегда. В одном из походов Меккелев отморозил пальцы ног, пришлось их ампутировать.Однажды группа была обнаружена финнами, которые стали их преследовать, намереваясь взять разведчиков живыми. Было это в сентябре 1942 года. Группа имела задание добыть сведения о Медвежьегорске и его окрестностях, о положении местного населения и войсковых частей финнов в этом районе. Разведчики находились в тылу противника 18 дней, получили ценную информацию. В районе Кяппесельги финны их обнаружили. Однако разведчики оказали сопротивление, уничтожили четырех финнов и оторвались от преследователей. В общей сложности группа прошла 350 км. Когда закончились продукты, разведчики питались неделю грибами и ягодами. Следует отметить, что таких примеров эффективной разведывательной деятельности в тылу финских войск в начальный период войны было немного. Совет Карельского фронта представил Е.И. Меккелева к награде - медали "За боевые заслуги".

Евгений Ильич всю свою жизнь работал на Кировской, а затем на Октябрьской железной дороге в разных должностях - от поездного диспетчера до инженерных и руководящих должностей. Умер Е.И. Меккелев 16 августа 1977 года, похоронен в Петрозаводске, на Сулажгорском кладбище.

В поселке Идель в школьном музее собран материал о нем краеведом Маргаритой Андреевной Шамонтьевой, которую в поисковой работе поддерживала Эльвира Ивановна Бурова, будучи директором школы, а затем главой Идельского сельского поселения. Они же были инициаторами установки мемориальной доски, на открытие которой был приглашен сын Е.И. Меккелева.

Автор: Галина Михайлова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 369

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика