Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ельниковского района Республики Мордовии

431370, Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, Площадь 1 мая, 14
телефон: +7 (83444) 2-60-29
e-mail: Elnred99@rambler.ru

Объект производства

Карьер по открытой добыче доломита и известняка встретил грохотом работающих механизмов, падающей щебенки разных фракций и гулом многотонных КамАЗов и БелАЗов. Рабочий день был в самом разгаре.

Первым, кого мы встретили на территориии был Федор Иванович Семелев. Он подсоединял к БелАЗу зарядно-пусковое устройство. Вверенный автомобиль находился на ремонте и водитель готовился завести машину. После третьей попытки это ему удалось. Несколько слов о самом водителе. Окончив среднюю школу в Ельниках, Федор не стал долго думать о выборе жизненного пути. Вернее, уже давно все продумал. Поступил в Ельниковское СПТУ №16 на курсы водителей. Выучился. Получил долгожданную корочку водителя. Местом работы выбрал Ельниковское автотранспортное предприятие. На долгие годы его железным другом стал КрАЗ.Федор Иванович возил на нем разные грузы: песок, щебень, грунт и так далее. Двадцать два года проработал в АТП, пока оно не перестало существовать. Привыкнув к мощной технике, в 2007 году Ф. И. Семелев перешел на работу в Ельниковский карьер по добыче щебня. С той поры так и трудится на БелАЗе. Моим гидом по огромной территории карьера стал горный инженер Иван Евгеньевич Чинков. Сам он родом из г. Краснослободска, а вот уже шесть лет работает на этой должности, ежедневно совершая поездки домой. Мы не виделись несколько лет, поэтому сразу спросил, что нового:

- Ничего не изменилось. Все на своих местах, люди работают.

- С чего начнем?, - спросил я его.

- С кирпичного завода.

Это конечно, сказано довольно громко. Просто цех по производству изделий из бетона выпускает блочный кирпич, тротуарную плитку разной цветовой гаммы. Блок перегородочный для внутреннего использования. Закупили матрицу или просто пресс-форму для изготовления бортового камня. Наладили выпуск. Надо сказать, что продукция пользуется спросом и у организаций, и у частного сектора. Возможно, не последнюю роль сыграло снижение цен на изделия из бетона, по сравнению с 2021 годом.

Еще не доходя до ворот здания, услышали гул и лязг. Готовый раствор по транспортной ленте, куда-то исчезал…

- Оператором здесь работает Федор Федорович Вельмискин. Он находится за пультом и контролирует весь технологический цикл. В трех шагах от него подсобный рабочий Юрий Александрович Сабаев.

У него свои операции по изготовлению бетонных изделий. В совокупности и получается целое производство. За смену они вдвоем делают до двух тысяч штук блочного кирпича и около 150 квадратов тротуарной плитки. А за всем следит и отвечает мастер-механик Александр Владимирович Саушкин. Все они трудятся на производстве не первый год. Знают свое дело. Практически у них нет брака. Хотя порой выполняют сложные операции по изготовлению тротуарного камня.

Следующим объектом нашего посещения стал дробильно-сортировочный завод. Здесь идет цикл дробления камней-валунов на фракции. Их несколько: 5х20; 20х40: 40х70; 40х150. За год завод дает до 200 тысяч тонн щебня. Раздробленный щебень по транспортерам распределяется каждый по своей фракции. Еще в далекие-далекие времена планировалось строительство железнодорожного полотна прямо к заводу. Поэтому все спроектировано под железнодорожные вагоны. Однако, проект "лопнул" и главной движущей силой на карьере являются КамАЗы. Приезжают за щебнем из разных районов Мордовии. Ежедневно отгружаются от 50 до 700 тонн в соседнюю Нижегородскую область. Все механизировано, компьютеризировано. Однако, каковы бы ни была современная техника, главным действующим лицом остается человек.

Мастером на ДСЗ работает Владимир Михайлович Арсентьев. Человек с высшим образованием, грамотный, бывший учитель. Коллектив подобрал себе под стать. Все трудолюбивые, на которых можно положиться. Бригадиром в этом небольшом коллективе является Дмитрий Владимирович Малоземов. Его подопечные С. И. Бородатов, Н. И. Лукшин, В. В. Лукшин - отвечают за работу конвейера, ведь именно по нему дробленый щебень распределяется по фракциям.

Следующим объектом нашего посещения стала дробильно-сортировочная фабрика. Это она сейчас стала называться так оригинально. В восьмидесятые годы это были обыкновенные две дробилки, которые перерабатывали камень, который сразу же отгружался на сотни автомашин со всех концов Мордовии. Её еще называют первым забоем. Разработку щебня на этом месторождении начали в 1973 году. В момент нашего приезда фабрика не работала. Шли ремонтные работы. Рабочие меняли ленту конвейера, которая пришла в негодность и порвалась в нескольких местах. Среди тех, кто трудился на ремонте, увидел знакомого. Это Николай Васильевич Кудашкин. Как его охарактеризовал мой сопровождающий Иван Евгеньевич: "На все руки мастер. Может работать и водителем, и экскаваторщиком".

Свою трудовую деятельность Николай Васильевич начал на карьере еще в 1987 году.

Работал экскаваторщиком на тросовом агрегате, безо всяких шумоловителей и кондиционеров. Четверть века проработал он на экскаваторах разной модификации. Уже несколько лет на пенсии, но есть еще порох в пороховницах. Рядом с ним натягивает транспортную ленту Дмитрий Васильевич Ермаков. Поговорив с нами они вновь принялись за прерванную работу. Здесь же, оглашая округу гулом мотора, работал погрузчик. Управлял им Сергей Илья Шумкин. Техника работала виртуозно, чувствовалась рука профессионала. Мы с Иваном Евгеньевичем поехали дальше. Навстречу по грунтовой дороге двигался БелАЗ. Пришлось уступить дорогу машине.

- Сейчас у нас работают три БелАЗа, - говорит Чинков,- и хотя, расстояние от забоя до ДСЗ небольшое, не успеваем. Чтобы не простаивал погрузчик, попросили подмогу из головного предприятия. В данный момент на помощь прибыли два КамАЗа.

Впереди замаячил забой. Экскаватор вытаскивал из воды щебень, подняв стрелу с ковшом, сваливал камень в строну. Брызги воды преломлялись под солнцем, - создавая радугу. За управлением экскаватора находился Михаил Владимирович Кирдяшкин. Сейчас он проживает в деревне Урей, а до этого жил в поселке Вольный. Михаил Владимирович один из тех профессионалов, на которых и держится карьер по добыче щебня. Более двух десятков лет он трудится здесь.

- Мне легко с ними работать – продолжает беседу Иван Евгеньевич, - они мастера своего дела. Им не надо объяснять, все это проделывали уже не первый год. В данный момент экскаваторщик достает камень из-под воды. Буртует у края водоема. Через месяц он высохнет и будем отгружать его на завод.

Когда Чинков говорил они, он подразумевал и Алексея Петровича Ермакова, который рядом выполнял рекультивационные работы. Проще, - ровнял местность на бульдозере. За плечами механизатора 45 лет трудового стажа. Окончив Ельниковское СПТУ №16 и получив удостоверение тракториста, устроился на карьер по добыче щебня. Начинал работать еще на допотопных "сотках". Сегодня он управляет современной техникой, в которой предусмотрено все для комфорта человека. Надо сказать, что буквально несколько дней назад Алексей Петрович получил Благодарность Главы Ельниковского муниципального района. В свою бытность он неоднократно выходил победителем социалистического соревнования. Имеет медали "За трудовое отличие", "За трудовую доблесть".

Последней точкой нашего маршрута был еще один забой. Именно отсюда большегрузная техника доставляет камень на дробильно-сортировочный завод. Шла погрузка. На погрузчике В. П. Мартышкин. Про него горный инженер говорит, что виртуоз. Мощной техникой управляет, как игрушкой. Так оно и было на самом деле. Считанные минуты и БелАЗ под управлением Василия Ивановича Кургузова тяжело переваливаясь на ухабах, проехал дальше.

Осмотрев все достопримечательности карьера, подъехали к конторе.

- Обязательно упомяни А. В. Уразова и А. В. Федорова, напомнил мне Чинков, - это наши электро-газо сварщик и электромастер. На них держится все хозяйство. Самое главное, не забудь про нашу единственную женщину – Надежду Ивановну Афроськину. Она у нас мастер сбыта. Работает много лет, человек добросовестный и ответственный.

Моя командировка на карьер закончилась. Вроде бы все: всех видел, поговорил, посмотрел, как и где работают. Это люди – клад нашего района, которые невзирая на тяжелые условия, физические нагрузки работали и работают, улучшая дорожную сеть нашего района. И последнее фото: И. Е. Чинков и В. П. Мартышкин – именно от их умелого руководства зависит, чтобы все крутилось и вертелось на картере, чтобы каждый винтик был на своем месте.

Забыл одно, написать про природу, которая окружает месторождение. Красивейшие места, с удивительными пейзажами, как будто в Карелии. Здесь молодожены делают фото на память. Места у нас красивые и богатые.

В. Нещерет.

Автор: Виктор Нещерет

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 739

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика