По деньгам больно – значит дорого. Сколько глав районного масштаба нужно одному муниципальному району, первый раз решили лет шесть или девять назад на государственном федеральном уровне.
Помню, присылали из столицы лектора - солидную положительную даму монументального вида в очках. В одном из многочисленных центров переподготовки и повышения квалификации кадров тогда собрали всех, кто смог приехать, глав районов края и подробно рассказывали им (главам) для какой цели и по какой процедуре нужно поделить власть, цельно принадлежащую им в районах вместе с землей и прочей государственной муниципальной собственностью на две части.
Поделить, а затем одну часть оставить за собой – за главой района. Другую передать главе администрации района, коего призвать для исполнения обязанностей по конкурсу на контрактной основе. Передать добровольно, то есть даром. Без оправдывающих аттракцион невиданной щедрости причин.
С какой подлинной целью это делалось? И вообще что теперь подлинно? Не отвечу. Не знаю. Догадки есть, при себе оставлю. Сами раскиньте мозгами. Только не на стенку, а внутри головы, конечно. Так или иначе, нововведение как-то очень гармонично вписывалось в "перестроечную" (всеразрушающую губительную) по Гайдару с Чубайсом концепцию. От которой на тот момент горюшка уже хлебали по полной. По этой - теоретической и по другой вполне практической причинам, лекцию о двоевластии главы районов встретили с глубоким недоверием, с выводами лектора не согласились категорически. "Как в две головы одно решение принимать и кто отвечать должен будет?", – спрашивал московского лектора действительный на тот момент глава Емельяновского района Николай Шилов, требуя пояснить конкретику жизни.
Две головы любому зверю держать сложно. Это же каждую кормить надо. Разве что орел на гербе Российской Федерации справляется. Да у русских людей еще был змей о трех головах, но для реабилитации последнего русская весна необходима. А у этого времени года много противников. А разделение власти в районах произошло на основании написанного с определением такой возможности законодательства. Реально "папа" в доме оставался один. Чаще сильнее оказались главы районов, в некоторых местах территории остались под главами администраций. Где-то так и не "договорились", кто главный и ссорились до тех пор, пока опять не пришел приказ возвращаться к прежнему порядку. Потому что он порядок. Ситименеджеров упростили, сделав их заместителями.
Сегодня практически во всех районах и поселениях осталось по одному главе. Теперь другая тенденция. Во многих поселениях задумались о расширении штата сельских и поселковых администраций. Вводят ставки освобожденных председателей советов депутатов. Впрочем, к администрации совет депутатов относит чисто территориально – заседают в одном здании. Принципиальный подход к организации властной структуры разделяет исполнительную и законодательную представительские ветви. И в этом есть рациональное зерно. Это с теоретической точки зрения. Практика опять настаивает на том, что еще одного руководителя нужно содержать на довольствии. Для этого у поселения должны быть на эти цели денежные средства.
Другими словами, самостоятельный и сильный совет депутатов (парламент или сенат) это хорошо. Так или иначе, в принятии решения принимает больше людей. Значит и решение принимается в интересах более широкого круга представителей нашего общества. Это с одной стороны. С другой стороны, общество обязано нести расходы на содержание власти с сильным советом. Это я к тому, что "апгрейт" (более полное оснащение, улучшение) властной системы могут не все себе позволить.
Не так давно совет депутатов поселка Памяти 13 борцов проголосовал за выделение освобожденной ставки председателя поселкового совета. Выборы нового состава совета пройдут в сентябре этого года. Новый состав депутатов проголосует в поддержку кандидатуры председателя, выбранный таким образом руководитель будет исполнять обязанности на освобожденной основе. За денежное вознаграждение из бюджета поселения. И тут нужно поговорить об этом самом бюджете поселения. В 2018 году он на 73 процента дотационный. То есть в размере 73 процентов предоставляется финансовая помощь из районного и краевого бюджетов. Это значит, что средства поступают для финансирования по основным статьям расходов. Грубо говоря, дают денег только на содержание того, то есть. Чтоб штаны поддержать. Без развития. В прошлом году бюджет принимали в размере порядка 16 миллионов рублей, теперь субсидию сократили, получилось 12 миллионов рублей.
- Действительно, у нас очень небольшой бюджет, - поясняет свою позицию глава поселка Елена Елисеева. - Но мы работаем. Доходы и расходы бюджета в прошлом году у нас выросли с 16 до 24 миллионов за счет средств, выделенных нам в рамках реализации краевых государственных программ. Это средства, выделенные на развитие территории. Кроме этого, какие-то деньги на благоустройство мы смогли выделить из собственных средств. Мы отказались от выделенной ставки главы администрации поселка. Это позволит сократить расходы бюджета на содержание аппарата управления. Экономия средств будет даже не смотря на то, что мы вводим со следующего созыва ставку председателя поселкового совета.
- Почему вы приняли такое решение?
- Решение принято депутатами поселкового совета. За освобожденного председателя проголосовали единогласно. И мне кажется, это обдуманное решение. Приведу пример. Доходы и расходы бюджета мы можем увеличить только участием в государственных программах – это большое количество бумажной работы. От того насколько качественно мы сможем ее делать зависит степень участия поселения в реализации программ. Чем в большее количество программ мы войдем – тем больше денег получит поселок. Значит, участвовать надо и заниматься этим нужно не "факультативно" после работы, если время и силы будут, а профессионально. Для этого нужно иметь знающего и ответственного человека. Таким, надеюсь, будет председатель совета нового созыва.
На содержание главы сельсовета по плану на 2018 год бюджет тратит 449 тысяч на зарплату и 135,6 тысяч на отчисления с зарплаты. На главу администрации планировали потратить соответственно 361 и 109 тысяч рублей. Точных цифр по расходам, планируемым на содержание освобожденного председателя совета, у нас нет. Размер содержания будет рассчитан по категории, в зависимости от численности населения подопечной совету территории. Это будет самый низкий разряд. Расходы эти будут примерно на уровне расходов на содержание главы администрации поселка. Получается, одну ставку упразднили, другую назначили. Получается, что 470 тысяч бюджетных средств лучше всего потратить на содержание председателя. Для понимания. Стоимость этого содержания сопоставима с тем, что Стеклозавод потратил в прошлом году на благоустройство поселка из собственных средства. Отсюда вопрос. Правильно ли поступили депутаты, вводя в штат управления поселком новую ставку? Или не правильно? Может быть, лучше было бы потратить эти полмиллиона на уличное освещение, на детскую площадку?
Под словами "правильно" и "лучше", понимаем – с большей пользой для поселения. Для жителей поселения. Позиция главы Елисеевой понятна. Чем больше людей в аппарате управления, тем проще заботиться о поселении и людях в нем живущих – помощников больше. Мнение депутатов по этому поводу известно – за новую ставку проголосовали единогласно. Меж тем, многие, даже такое сильное и достаточное в финансовом плане муниципальное образование, как Солонцовский сельсовет, обходятся без освобожденного председателя совета.
Интересно, что об этом думают люди – рядовые жители поселка Памяти 13 борцов. На что лучше потратить последние полмиллиона рублей? Предлагаем, как теперь принято, два варианта ответа:
1. Нужно отдать их председателю поселкового совета.
2. Нужно построить на них новую детскую площадку или потратить на освещение улиц.
Ненужное просим зачеркнуть. Выбирай, а то проиграешь!
Сергей Почекутов