ОНФ направил в Минприроды РФ предложения по увеличению эффективности сбора штрафов за эконарушения.
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) считают, что сейчас в России низкая выявляемость экологических нарушений. Эта проблема во многом связана с недостаточностью штата природоохранных инспекторов в экологической сфере, которые не способны оперативно охватывать всю территорию страны. Эксперты Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса направили в Министерство природы РФ свои предложения по увеличению эффективности выявления и пресечения экологических нарушений.
По словам координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрия Миронова, за 2017 г. было наложено штрафов всего на общую сумму в 8 млрд руб., в то время как ежегодный совокупный экологический ущерб, по оценкам экспертов, составляет около 10 трлн руб.
"По нашим данным, только действия "черных" лесорубов, необоснованные санитарные рубки, лесные пожары и некачественно проведенное лесовосстановление ежегодно приносят ущерб в размере около триллиона рублей. К негативным последствиям приводит и незаконное недропользование. По оценке комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, общий ущерб, который в России ежегодно наносится незаконной добычей и использованием самых разных природных ресурсов, составляет 817,2 млрд руб., – отметил Миронов. – А незаконные свалки и "серые" полигоны в год приносят ущерб в миллиарды рублей".
Кроме того, одной из главных экологических проблем является загрязнение воздуха. По данным Российской академии наук, ущерб от загрязнения воздуха ежегодно обходится примерно в 3% ВВП (около 6 трлн руб.) и является причиной смерти около 60 тыс. человек.
Заводы должны быть оборудованными новыми современными очистными сооружениями, "черные" лесорубы должны снизить свою активность, потому что им станет невыгодно рисковать своей жизнью и имуществом, а мусор вместо свалок должен ехать на перерабатывающие предприятия.
"Собираемые ежегодно штрафы за нарушения в сфере экологии не равны и одному проценту от всего ежегодного ущерба. Основные причины столь низких цифр собираемости штрафов за экопреступления заключаются в остром дефиците численности государственных экологических инспекторов, недостаточно эффективном использовании технологий дистанционного мониторинга, а также в отсутствии эффективного механизма по мотивации общественников. На наш взгляд, надо не только развивать современные технологии мониторинга, но и создать систему поощрений для общественников, занимающихся выявлением экологических нарушений. Несправедливо, что добровольцы, рискуя своей жизнью, за свою деятельность ничего получают взамен. Так, примеры угроз нашим активистам и уничтожения их имущества в Республике Карелия, Красноярском крае, Омской и Иркутской областях наглядно показывают, насколько эта деятельность опасна, но в то же время востребована и важна. Поэтому мы направили Минприроды России ряд предложений по увеличению эффективности сбора штрафов за эконарушения. Помимо прочего, предлагается предусмотреть финансовые поощрения для таких общественных инспекторов. Например, в виде небольшого процента от собранных штрафов по выявленным ими проблемам", – сообщил Миронов.
Он подчеркнул, что данные меры позволят сократить экологический ущерб. "Мы в первую очередь нацелены на то, чтобы минимизировать колоссальный ущерб. Неотвратимость наказания, увеличение эффективности собираемости штрафов должны естественным образом влиять на нарушителей", – подытожил Миронов.