В настоящее время сын, Вячеслав Полещук, учащийся 10 "А" класса Кедровского кадетского корпуса. А мама продолжает работать в дошкольном образовании. Теперь старшим воспитателем детского сада "Радуга".
- Я всегда думала о том, что моя будущая профессия должна радовать людей и меня, - рассказывает о себе Вера Дмитриевна. - Меня привлекали профессии, связанные с обучением и воспитанием детей. Но огромную роль в выборе профессии сыграла мама. Когда я училась в школе, она была директором, учитель русского языка и литературы с завидным стажем и опытом. И с ранних лет я понимала – к любому делу нужно подходить ответственно: нельзя идти в школу, не выучив уроков, нельзя подводить людей, которые на тебя надеются. Это было ясно без слов. Еще больше убедилась в этом, когда в 2003 году окончила Кемеровский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы.
- Теперь вы больше практикуете как учитель-логопед, правильно понимаю?
- В должности воспитателя я проработала ровно пять лет, и опять же благодаря сыну, пал выбор о получении высшего образования. В старшем дошкольном возрасте мой Вячеслав разговаривал как "истинный француз", а именно не выговаривал звук "р". Я понимала, ребенку необходима логопедическая помощь. И в 2015 году, окончив Кемеровский государственный университет по направлению специальное (дефектологическое) образование, профиль - логопедия, я стала помогать и другим детям.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Любовь к детям, терпение, доброта, желание помогать и самое главное – профессиональная компетентность. Поэтому необходимо много учиться, относясь к этому процессу с ответственностью.
- Работая в детском саду, вы совмещаете две должности, учитель-логопед и старший воспитатель, расскажите поподробнее.
- В июне 2017 году мы из Кузбасса преехали в поселок Емельяново. С места, где родилась я, на родину мужа. Переезд свой планировали заранее, нас всегда привлекали перспективы Красноярского края. В апреле 2020 года на электронную почту управления образованием Емельяновского района я отправила резюме по вакансии в детсад "Радуга" учителя-логопеда. 7 июня я была принята на должность, а с 1 августа заведующая Анна Александровна Кадач предложила стать старшим воспитателем с совмещением должности учителя-логопеда.
– Для чего вообще нужен логопед, помимо постановки звуков? Как понять, что ребенку, который все вроде бы правильно выговаривает, нужен специалист?
– Кроме постановки звуков логопед развивает все компоненты речевой системы – словарный запас, грамматический строй речи и артикуляционную моторику, просодику, связность речи, общую и мелкую моторику. Логопед закладывает фундамент обучения грамоте и звукового анализа слов, развивает зрительное и слуховое внимание и память, пространственное восприятие, мышление.
- Какие методики в работе как логопеда вы используете?
- Большой проблемой у детей с тяжелыми нарушениями речи является отсутствие самоконтроля за правильным произношением поставленных звуков. У меня есть метод: я говорю детям, что у меня очень необычные уши. Когда они слышат правильные звуки, то на них расцветают цветы. Когда ребенок при произношении чистоговорок, фраз, стихов и другого речевого материала самостоятельно правильно произнес отрабатываемый звук, я незаметно за ухо вкладываю небольшой цветок. Дети очень удивлены, радуются, что у них получилось и дальше стараются каждый раз снова увидеть мои "необычные уши". Таких цветков из бутоньерок у меня целая оранжерея. Их можно подбирать по цвету или видам на отрабатываемый звук. Например, на звук [с] – синий цветок или сирень, на звук [р] – розовый цветок или розочка.
- Детский сад, в котором вы работаете, имеет статус комбинированной направленности, что это означает?
- На сегодняшний день "Радуга" посещают 325 воспитанников, из которых 49 детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Это дети с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, дети с расстройством аутистического спектра. На базе детского сада, для таких детей, открыты две группы компенсирующей направленности и группа комбинированной. Мы работаем целой командой единомышленников в данном направлении: заведующий, педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, воспитатели, и конечно, родители.
- Что значит "старший воспитатель"?
- Работа старшего воспитателя – работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада, я влияю опосредованно. Через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. От меня требуется умение работать с людьми.
- В чем заключается это умение ?
- Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что я советую, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции. Как теперь принято говорить – нужно создать команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые перед ним поставлены.
- Приходится ли работать с родителями воспитанников?
- Конечно. Родители оказывают активную помощь в создании условий для успешного развертывания воспитательно-образовательного процесса: дизайн групповых помещений, отдельных тематических уголков, озеленение площадок, изготовление игровых материалов. Привлекаем родителей в периоды проведения праздников, поскольку они объединяют дошкольников и взрослых общими переживаниями и делами, создают атмосферу.
- Наш разговор происходит накануне профессионального праздника - Дня дошкольного работника. Что нужно сказать коллегам?
- Многое хочется сказать. Чтобы каждый день дарил вам, дорогие мой друзья, вдохновение и энергию растить и развивать будущее поколение. Чтобы и ваш профессионализм развивался, совершенствовался. Чтобы все лучшее, что есть в этом мире, нам обязательно удалось воплотить в наших детях. С праздником, вас дорогие мои друзья и коллеги!