Говоря о сложности, прежде всего мы имеем в виду, два аспекта проблемы, называемой "превращение окружающего пространства в комфортную среду проживания". Первый носит объективный характер. Нужно выстроить планы так, чтобы начерченное пером как можно более точно соответствовало бы требованиям пользователей при нынешнем и последующем использовании. С этой точки зрения успешное планирование объективно сложная задача. Второй, коренится в субъективном. При осуществлении планирования, так или иначе, задеваются интересы лиц, непосредственно участвующих в процессе. Это возводит решение технической задачи в уровень человеческих отношений. Возможно поэтому, для того чтобы поднять решение проблемы с сельского поселенческого уровня до более квалифицированного и защищенного от ненужной "личной конкретики" уровня муниципального района, в конце прошлого года законодатели края проголосовали за новую редакцию закона края "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края". Поправки, принятые 15 октября 2015 года, вступили в силу 1 января 2016 года.
Краем уха я слышал о том, что ряд полномочий по земельному устройству с нового года переходит от поселений району. Но, когда решил изучить вопрос подробней, к своему удивлению заметил, что новый закон о закреплении полномочий за сельскими поселениями вообще не содержит ни одного упоминания о разработке, утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки.
– В этом нет ничего особенного, – поясняет норму права руководитель Экспертно-правового управления Законодательного Собрания Красноярского края Светлана Мигаль. – Действительно пункт о утверждении генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки. Об утверждении подготовленной на основании генеральных планов поселения документации по планировке территории. Так же выдача разрешений на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами. Утверждение разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. Резервирование и изъятие земель, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселений для муниципальных нужд. Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения. Все связанные с этим полномочия исключены из новой редакции краевого закона.
– У депутатов появилось понимание того, что документы генерального планирования и земельного устройства повсеместно поселениями разработаны и утверждены?
– Вовсе не обязательно, что разработаны и утверждены. Полномочия по принятию решений по перечисленным выше поводам остаются в компетенции органов местного самоуправления в строгом соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Перечень вопросов, отнесенных в компетенцию местного самоуправления, также остается прежним. Поэтому, если тот или иной вопрос местного значения более не закрепляется за сельскими поселениями, значит, он остается в ведении муниципального района.
Получается, что своим очередным решением законодатели края ничего, никаких полномочий у поселений не забрали. Они просто уменьшили список поручений, данных ранее сельсоветам. Впрочем, документы генерального планирования по многим территориям района действительно уже разработаны и приняты. Но в некоторых случаях начатую ранее работу еще предстоит закончить. К примеру, по информации, полученной от представителей учреждений районной администрации, существует несколько редакций (проектов) генерального плана села Еловое. Но окончательного, утвержденного, скрепленного всеми печатями и подписями, варианта этого документа до сих пор нет. Причин тому источники называют несколько. До принятия окончательного решения по делу наши респонденты предпочитают не давать точных оценок. Кто-то говорит о причинах, связанных с выделением земель лесного фонда. Другие ждут разъяснений по актуальным моментам от краевых и федеральных учреждений. Меж тем, в поселении без разрешения остаются ряд важных для людей вопросов.
– Программа выделения земельных участков под индивидуальное строительство нашим бывшим работникам и акционерам продолжается, – говорит директор ЗАО "ПЗ "Соболевский" Виктор Куринов. – Положительно рассмотрено более 300 заявлений. Значительное количество земельных участков уже выделено. Но, насколько мне известно, разрешение на строительство на выделяемых нами участках никто получить не может. А строится без документов дело рискованное. Несмотря на то, что разграниченный под программу массив географически прилегает к землям поселения, выделенные нами участки остаются землями сельскохозяйственного назначения. А строить на "сельхозке" жилье у нас нельзя. Проблему можно было бы решить переводом наделов из земель "сельскохозяйственного назначения" в "земли поселений". Но такого решения до сих пор нет.
– Принимая сельхозугодья в земли поселения администрация поселения принимает на себя обязанности по развитию территории. По устройству подъездов к будущему жилью, по снабжению энергией и так далее. А бюджет муниципального образования в Еловке совсем невелик. Возможно, поэтому сельсовет не принимает ожидаемого вами решения.
– Возможно. При этом много говорится о том, что муниципальное образование надо развивать. У жителей села растут дети. Им нужно где-то строить себе дома. Поселение нуждается в развитии современной инфраструктуры. В строительстве новых объектов дорожной, коммунальной, социальной инфраструктуры. Все это неминуемо приведет к расширению границ поселения. Посмотрите, что происходит сегодня. К нам обратилась молодежь села Еловое с просьбой о размещении на принадлежащем предприятию земельном участке футбольного поля. Мы с удовольствием пошли навстречу. Затраты минимальные, польза очевидная. В прошлом году, справа на въезде в село со стороны Элиты, на подходящей площадке поставили простенькие ворота. Получилось футбольное поле. В этом году сельхознадзор приезжает к нам с проверкой и штрафует предприятие за размещение объекта спортивного назначения на сельхозугодьях.
– Спортивная площадка, мне кажется, необходима, но размещение ее уместно в рекреационной зоне.
– Правильно. Для того чтобы знать, где у нас будет жилая, промышленная, рекреационная зоны нужно иметь разработанные, утвержденные документы территориального планирования и землю для размещения спланированных объектов. В свою очередь мы готовы предоставить порядка 300 гектар земель акционерного общества, прилегающих к территории села, для перевода в земли поселения. На наш взгляд это просто необходимо для развития села. Нужно это поселению или не нужно, решать представителям муниципальной власти. Вообще это наше предложение не блещет новизной. Мы не первый раз говорим об этом. Надеюсь, что новизны в ситуацию добавит ответственный государственный подход к вопросам развития территорий у представителей районных органов управления.
– Зачем вам эта надежда?
– Администрация акционерного общества обязана заботиться об акционерах. По этой причине мы занимаемся реализацией программы по выделению земельных участков нашим акционерам и бывшим работникам предприятия. Надеюсь, что ситуация с получением разрешения на строительство на предоставляемых нами участках теперь кардинально изменится. Люди получат возможность строить свои дома, имея на руках все разрешительные документы. Кроме этого, предприятие не может развиваться в отрыве от муниципального образования. Документы территориального планирования села Еловое нужно, наконец, доработать и принять, что называется, в последнем чтении, чтобы мы четко знали, где у нас зона рекреации, где промышленная и жилая зоны. Чтобы мы знали, где будут жить люди и что остается территорией ведения сельского хозяйства.