В нашем государстве предупреждению преступлений несовершеннолетних уделяется особое внимание. Создана целостная система мер борьбы с преступлениями несовершеннолетних соответственно характеру их причин и условий и применительно к различным контингентам несовершеннолетних и видам преступлений.
Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность - социальноправовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.
Среди причин и условий преступности и преступлений несовершеннолетних прежде всего нужно назвать социально негативные явления и процессы. Кроме того, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в механизме преступного поведения, причем не автоматически, а когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Тем не менее значительная часть преступлений несовершеннолетних рассматривается окружающими как проявление возрастной незрелости, озорства. К ним относят небольшие кражи, хулиганские действия в среде подростков, отбирание денег у младших. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, и тем самым увеличивается латентность преступлений несовершеннолетних.
В совершении преступления несовершеннолетних также играют роль: а) отрицательное влияние семьи; б) отрицательное влияние в ближайшем окружении в бытовом, учебном процессе; в) подстрекательство со стороны взрослых преступников; г) длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу; д) безнадзорность будущих несовершеннолетних; е) недостатки учебно-воспитательной работы; ж) недостатки в организации трудоустройства и воспитания; з) недостатки в организации досуга несовершеннолетних.
Борьба с преступностью в среде несовершеннолетних (как и в среде молодежи в целом) представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Эффективное предупреждение преступлений несовершеннолетних является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения, вступающего в самостоятельную жизнь.
Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. В то же время для несовершеннолетних преступников типично нахождение их в таких семьях, возможности которых в воспитании детей ограничены или которые непосредственно оказывают на них отрицательное влияние.
Несовершеннолетние правонарушители, как правило, так называемую уголовную романтику принимают за чистую монету, не видят ее изнанки. Преступление для них нередко просто акт смелости, в нем реализуется стремление самоутвердиться, показать себя взрослым, "настоящим мужчиной", покрасоваться перед сверстниками, знакомыми девушками. Под вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления следует понимать действия, возбуждающие у него желание участвовать в совершении одного или несколько преступлений (в соответствии с ч. 1-3 ст. 150 УК РФ только небольшой и средней степени тяжести), сопряженные с применением физического или психического воздействия.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления предполагает активные действия взрослых, связанные с физическими или психическим воздействием на несовершеннолетнего: простое участие взрослых вместе с несовершеннолетним в совершении преступления не образует состава этого преступления и влечет ответственность по правилам о соучастии (ст. 33 УК РФ).
Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений. Все это имеет значительное сходство с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 151 УК). Его своеобразие состоит в том, что несовершеннолетний вовлекается не в преступное, а в антиобщественное поведение, к которому закон относит: а) систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ; б) занятие проституцией; в) занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Замыкаясь в своем круге общения, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту.
Необходимо обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответственность за неисполнение или ненадлежащее использование обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а ровно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения (ст. 156 УК)
Как показывает практика, несовершеннолетние нередко совершают преступления в виде ответной реакции на насильственные действия со стороны общественности, родителей, направленные против них (или угрожающие им). В этой связи следует более активно использовать все правовые (в том числе уголовно-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей и подростков.
Преступность несовершеннолетних в значительной мере зависит и от состояния борьбы с ней, и от уровня социального контроля со стороны семьи, школы, общественности за времяпрепровождением подростков. Поэтому изучать уровень преступности несовершеннолетних надо прежде всего не только по месту совершения преступлений подростками, но и по месту их жительства, поскольку именно там, как правило, бывает организованный центр профилактической работы с этим контингентом.
Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет за собой слабый самоконтроль за деятельностью подростков и искажает их самооценку, что ведет к недостатку в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.
Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда есть вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних. Было доказано, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Борьба с преступлениями несовершеннолетних планируется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитательных, профилактических мер. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение несовершеннолетних, пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышении эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Важность изучения преступности несовершеннолетних обусловливается тем, что она является резервом всей преступности. Установлено, что чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление.
Наряду с совокупностью мероприятий, которые создают основу для успешной деятельности по предупреждению преступлений, важное место занимают: 1) оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним; 2) предупреждение перехода на преступный путь и обеспечение исправления лиц, допускающих правонарушения; 3) создание условий для исправления лиц, допускающих систематически правонарушения.
Вместе с тем, как показывают исследования, у несовершеннолетних, совершивших преступления, чаще встречаются нервно-психические расстройства, чем у их сверстников, которые соблюдают закон. Затрудняют борьбу с преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством в среде несовершеннолетних (в том числе о запрете продавать им спиртные напитки). Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних связаны прежде всего с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений.
Таким образом, система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях обще социального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
Межмуниципальный отдел МВД России "Емельяновский" рекомендует родителям, воспитывающих несовершеннолетних детей, принять во внимание указанные рекомендации и сделать соответствующие выводы в воспитательном процессе.
Начальник СО МО МВД России
"Емельяновский"
подполковник юстиции Н.А. Давыдова