Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Емельяновские веси". Учредитель КГАУ "Редакция газеты "Емельяновские веси". Главный редактор Марина Геннадьевна Луц

663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 178
телефон: 8-902-924-56-26 - реклама, объявления. 2-90-39 - бухгалтер. 2-47-40 - главный редактор, ответственный секретарь
e-mail: ya.redacczia@yandex.ru

Группа риска

О проводимой в районе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи и патронаже детей-сирот и детей семей, находящихся в социально опасном положении.

Наставить родителей не губить свое дитя. Общественный совет при МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района" завершил одну из самых сложных независимых оценок качества оказания социальных услуг населению – оценку качества работы специалистов отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (отделение МБУ "КЦСОН"), а также участковых социальных работников, работающих при сельских и поселковом советах на постоянной основе и одновременно выполняющих функцию, так называемых кураторов случая, осуществляющих контроль и социальный патронаж, другими словами социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении (семьи СОП) и семей "Группы риска".

Чтобы сходу придать остроту поднимаемой автором теме, скажу, что на день публикации статьи в районе состоит на учете отделения "КЦСОН" почти полсотни семей СОП и "Группы риска". Самое большое количество таких семей в поселениях сельских советов п. Памяти 13 Борцов – 11 семей, Элитовского – 7 семей, Шуваевского – 7 семей, Еловского – 6 семей (все "Группы риска"), Частоостровского – 5 семей и т.д.

Автор на правах проверяющего побывал в 14 таких семьях и плюс к этому изучил еще 20 личных дел, оформляемых отделением "КЦСОН" в отношении каждой семьи СОП и "Группы риска".

И перефразируя первую строку известного великого романа Льва Толстого, скажу, что речь пойдет далее о "каждой такой несчастливой семье, но несчастливой по-своему".

Но если говорить о всех семьях СОП и "Группы риска", то общим для них является то, все они находятся в полном запустении, подворья их настолько захламлены, что в пору загонять в ограду самосвал с погрузчиком. За редким-редким исключением в квартире лишь подобие мебели и убранства. Как правило, сколько-нибудь пригодного к потреблению полотенца, белья и постельной принадлежности для детей нет. Чего ещё нет, продолжать бессмысленно.

Лишь после длительной и настойчивой работы куратора, педагога-психолога у детей появляются самые необходимые туалетные принадлежности, белье, одежда, а также необходимые школьные принадлежности – ранец, учебники, тетради и т.п.

Помню, в прошлом году я обследовал оказание социальных услуг на дому. Там, где бы мне не пришлось побывать, везде получатели услуг – престарелые люди и инвалиды, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, со слезами на глазах благодарили социальных работников, предоставляющих социальные услуги на дому, за то, что не оставляют их забытыми один на один со своими бедами, в условиях, когда они по разным причинам оказались в трудной жизненной ситуации, о чём автор писал в своё время в нашей газете.

Здесь же мамы (пап, как правило, в семьях СОП и "Группе риска" нет) хотя и оказались в трудной жизненной ситуации, смотрят на тебя исподлобья хмуро и ворча на то, что не дают им покоя "непрошенные гости" - кураторы, психологи, инспекторы подразделения полиции по делам несовершеннолетних, другие участники проводимых по этим семьям так называемых рейдовых мероприятий, во время которых и осуществляется то самое социальное сопровождение семей и детей, во время которых реализуются проводимые индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.

В конечном счёте, говоря простым языком, куратор случая и возглавляемые им рейды и стремятся к тому, чтобы спасти и наставить родителя не губить своё дитя, дать ему возможность развиваться в приемлемых условиях.

Индивидуальные программы реабилитации семьи. Можно взять любое личное дело семьи СОП и "Группы риска", которое с первых же дней заводится отделением и увидим, что в нём в миниатюре как раз и отражена работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по принципу заложенному в Конвенции о правах ребенка.

Вспоминаю попавшую мне в руки увесистую в 249 страниц папку – личное дело конкретной семьи СОП, в котором отражены все действия в виде оказания семье СОП социальных услуг.

Каждый лист – без преувеличения трогательный документ исполнения куратором, специалистами и психологом отделения, как принято сегодня говорить – дорожной карты в виде индивидуальной программы реабилитации конкретной семьи.

Работа с такими семьями, как и сами их личные дела, начинается с рассмотрения материалов на них комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая принимает постановление о постановке на учёт семьи, находящейся в социально опасном положении. Комиссия назначает координатором по разработке Индивидуальной программы реабилитации семьи и несовершеннолетних директора МБУ "КЦСОН".

Для этой цели утверждается рабочая группа из инспектора подразделения полиции по делам несовершеннолетних, педагога-психолога МБУ "КЦСОН", специалиста отдела опеки и попечительства Управления образования, социального педагога школы, социального работника центральной районной больницы.

Вслед за этим дело пополняется утверждённой приказом подробной, пошаговой Индивидуальной программой предоставления социальных услуг семье СОП.

На основании собранных документов о семье СОП и "Группы риска", заключается договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с Индивидуальной программой, разработанной применительно к каждому ребёнку данной семьи и только потом по приказу директора МБУ "КЦСОН" семья СОП или "Группы риска" ставится на учёт и назначается куратор случая по реализации всех Индивидуальных программ на семью.

В частности от главы семьи требуются "активные действия в решении проблем семьи". От службы социального обслуживания – предоставление услуг в соответствии с перечнем гарантированных государством основных требований по их объёму, утверждённых соответствующими госстандартами.

При этом подчёркивается, что оказание услуг не подразумевает исполнение обязанностей за гражданина и его детей. То есть, по договору каждая сторона несёт свою долю ответственности в полном объёме.

К договору прилагается социальный паспорт семьи, в котором отражаются до мелочей не только материальное положение, но и психологический климат в семье, стресс-факторы в поведении членов семьи, отношение родителей, других родственников и близких людей к детям.

В личном деле имеется перечень мероприятий в порядке исполнения договора по социально-педагогическому патронажу, в том числе плановый патронаж семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий семьи.

Все эти документы перемежаются с отчётами о проделанной работе, с упором на результативность всех принимаемых мер по реабилитации и адаптации родителей и детей.

В лучшем случае куратор в конце личного дела напишет: "ситуация в семье улучшается. Дети учатся, одеты, обуты, опрятны, в квартире чисто прибрано, в доме установился порядок…".

В худшем случае в одном из личных дел нашёл: "Положение в семье ухудшается. В семье появился уже третий ребёнок. Прошу помочь в решении увеличившихся проблем с детьми, чтобы ситуация не переросла в ситуацию, когда наступит время изъятия детей из семьи…".

Чаще находил в личных делах записи такого содержания: прошу председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав продлить срок работы с семьёй для закрепления достигнутых положительных результатов.

Ситуация тревожная. Объём работы с семьями СОП и "Группы риска", как видно из личных дел и встрече с семьями, с членами рабочих групп в ходе рейдовых мероприятий, довольно большой даже при условии, что с этими семьями занимаются не только кураторы случая, но и все специалисты, педагог-психолог и заведующая отделением. К тому же, в среднем в год через души, преданных делу участковых социальных работников и специалистов отделения, прошло, начиная с 2013 года, по 60 семей СОП и 113 детей в них и соответственно 36 семей "Группы риска" с 75 детьми в них.

Снимается с учёта в среднем за год за этот же период семей с детьми в "Группе риска" 17 и 33 и соответственно в семьях СОП – 30 и 50.

А вот в связи с улучшением ситуации в семьях в год в среднем снимается с учёта только 13 семей СОП и 8 семей "Группы риска".

Эти показатели называются результативностью сопровождения в деятельности отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБУ "КЦСОН".

А заострить внимание читателя хочу на том, что, к сожалению, в ближайшие годы не приходится ожидать улучшения статистических показателей социального паспорта семьи в районе.

На фоне роста (по сравнению с 2013 годом) количества семей в районе на 10,7%, количество семей на 1 ноября 2016 года достигло 13683 семьи, но на этом положительном общем фоне выросло и количество одиноких матерей. Если в 2013 году было 928, то в 2016 году 989 одиноких матерей.

Выросло количество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – с 2947 в 2013 году до 3106 детей в 2016 году. В этой социальной группе на 159 детей стало больше или их рост составил 5,4%.

Но особенно тревожная ситуация складывается в семьях, где дети находятся в социально опасном положении. Если в 2013 году их - 69, то в 2016 году число их достигло 101, рост составил 46,4% к 2013 году.

Такое же положение дел с неполными семьями.

За эти же годы (2013 – 2016гг.) неполные семьи выросли с 1322 до 1371 семьи, а рост детей в них составил с 2222 ребёнка до 2485 детей.

В этой социальной группе точно также имеет место рост числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, особенно в группе семей с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет.

Разумеется, руководство и МКУ "УСЗН", и руководство МБУ "КЦСОН" всё это хорошо понимают и заранее проецируют усилия специалистов на улучшение как качества оказания социальных услуг в этих социальных группах населения, так и, как принято говорить в кругах социальных работников, повышения результативности социального сопровождения, в нашем случае, семей СОП и "Группы риска" с полным пониманием того, что меньше таких семей в ближайшие годы, вероятнее всего, не будет.

От себя скажу, что тесно сотрудничая в течение четырёх лет со всеми специалистами социальных служб района, изучив положение дел в их работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно с семьями СОП и "Группой риска", я пришёл к глубокому убеждению, что в этой работе нет серьёзных усилий со стороны глав муниципальных образований и Советов депутатов всех уровней.

Побывав в семьях СОП и "Группы риска", перелопатив личные дела этих семей, мне так и не удалось найти живого примера личного участия в решении социальных проблем этих семей председателей сельских советов или депутатских групп.

Общественный совет выходит с предложением по каждому поселению, где имеется хоть одна семья СОП и "Группы риска", в обязательном порядке отделению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выходить на глав муниципальных образований с конкретными предложениями в порядке социального сопровождения по вопросам решения проблем указанных семей, особенно по вопросам аварийного жилья, антисанитарии, захламленности подворий, соблюдение норм экологии и землепользования на приусадебных участках, регистрации случайных жильцов в этих семьях, зачастую бомжей и бродяг мужского пола.

Нужны изменения в законодательстве. Не следует сидеть сложа руки и общественным организациям, в том числе Общественным советам, особенно по вопросам внесения предложений по совершенствованию законодательства по защите прав детей, одиноких матерей, родительства, материнства, отцовства, а также в вопросах расширения благотворительности с одной стороны, а с другой - усиления общественного осуждения безудержного богатства и расточительности, обезумевшего роскошью олигархата.

Любому мыслящему человеку не трудно видеть имеющиеся социальные противоречия, особенно остро сказывающиеся в социальной сфере, что побудило и автора статьи к выводу, что можно и нужно добиваться изменений в социальном законодательстве и прежде всего в Конституции РФ, других фундаментальных законодательных актах, изменения, которые бы существенно изменили ситуацию к лучшему в семье, материнстве, отцовстве и детстве.

Воспользовавшись случаем – встречей в ходе предвыборной кампании с депутатом Государственной Думы, и вновь выдвинувшего себя кандидатом в высший законодательный орган Российской Федерации по нашему избирательному округу Петром Пимашковым, встречей, состоявшейся в Емельяново 23 августа 2016 г., автор этих строк выступил с наказом о внесении дополнений в Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в Конституцию Российской Федерации, а также о принятии Федерального закона об учреждении праздника День Отца в России. Наказ был принят, и вскоре автор его получил от П. Пимашкова благодарственное письмо, в котором была дана высокая оценка внесённым поправкам и проявленного при этом профессионализма.

В наказе было предложено внести дополнение в ФЗ № 135-ФЗ от 11 августа 1995г. в виде новых ст.ст.4-1 и 4-2, следующего содержания: статья 4-1. Право на просьбу об осуществлении благотворительности гражданам и юридическим лицам.

На цели, предусмотренные ст.2.1, с просьбой об оказании благотворительной помощи могут обращаться к гражданам и юридическим лицам, как граждане и юридические лица, так и общественные организации и Объединения, заинтересованные в их осуществлении. Эти просьбы могут быть обращены непосредственно как к гражданам и юридическим лицам, так и через СМИ.

Общественные Объединения, учреждения и организации, инициировавшие привлечение представителей бизнес сообщества на благотворительную деятельность, информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о результатах благотворительной деятельности граждан и юридических лиц.

Статья 4-2. Мониторинг благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления мониторят благотворительную деятельность и через общественные организации предпринимательского сообщества или представительные органы власти вносят предложения по распространению и развитию благотворительной деятельности на подконтрольной территории.

Внесено дополнение к п.2 ст.35 Конституции РФ следующего содержания: "Собственность обязывает. Её использование должно одновременно служить общему благу. Не допускается безудержное богатство и расточительность. Поощряется сдержанность, совестливость, соразмерность богатства бизнеса с уровнем благополучия граждан России, с традиционным менталитетным отрицанием россиян сосредоточенности на собственности и богатстве".

Об отцовстве в России автором внесены следующие предложения.

Внести дополнение в ст.38 Конституции РФ об отцовстве и родительстве, сделать запись в п.1 ст.38 в следующей редакции:

Родительство, материнство, отцовство, детство, семья - находятся под защитой государства.

Принять Федеральный закон, в котором Международный день отца объявить праздничным днём – Днём отца в России 19 июня по аналогии с Международным днем 8 марта.

В предлагаемой читателю статье автор сознательно, что называется, не педалирует на причины, которые приводят родителей в нашем случае к столь тяжким последствиям прежде всего для детей.

Принципиально разное отличие в поведении тех семей, куда социальный работник приходит помочь по дому, чтобы хозяин дома мог продолжить свою жизнь в привычной для него среде (оказание, к примеру, социальной услуги на дому), от семей СОП и "Группы риска", куда социальный работник приходит с намерением решительно изменить образ жизни опустившегося родителя.

Поэтому отношение к социальному работнику в этих семьях иное – хмурое, негостеприимное и нередко неприязненное.

Тем не менее, пожелаем родителям семей СОП и "Группы риска" скорее смириться-таки с требованиями "незванных гостей", а последним – не терять бодрости духа и уверенности в правоте своего дела, больше видеть улыбок и радости детей в благодарность за их социальную службу.

Как мог убедиться читатель, надеюсь, автор написал статью не в форме порицания и осуждения родителей СОП и "Группы риска". Вовсе нет.

Этим самым дадим родителям шанс самим объяснить взрослеющим детям причину своего незавидного положения, не сказать падения…

Яков Холявчук,

председатель Общественного совета при МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Емельяновского района"

Автор: Емельяновские Веси

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1401

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика