"На прошлой неделе в составе делегации Емельяновского района я принимал участие в работе IX съезда Совета муниципальных образований Красноярского края.
В Красноярском крае двухуровневая модель местного самоуправления (за исключением города Норильска и Северо-Енисейского района, где законодательно закреплена одноуровневая модель местного самоуправления). Совет муниципальных образований Красноярского края создан для организации взаимодействия муниципалитетов региона. На сегодняшний день Совет объединяет 575 муниципальных образований, в том числе 17 городских округов, 44 муниципальных района, 27 городских и 487 сельских поселений. Высшим органом управления Совета является общее собрание его членов - съезд, на котором подводятся итоги работы, определяется вектор развития муниципальных образований на ближайшую перспективу, обозначаются приоритетные направления деятельности.
Заседание съезда открывал председатель Совета - глава города Красноярска Эдхам Акбулатов. Он докладывал, что с прошлого года в крае действует закон о государственной поддержке развития местного самоуправления, на основе которого реализуются практически значимые начинания и программы. Их финансирование составляет 2-3 млрд. рублей. Эти деньги идут на нужные и понятные всем нам дела. Это стимулирование новых видов муниципальных услуг для граждан, содействие развитию инфраструктуры, развитие активности граждан в плане сотрудничества с властью. В качестве примера Эдхам Шукриевич привел интересную, на мой взгляд, для местной власти практику активной поддержки малых форм хозяйствования, реализуемую в рамках закона о государственной поддержке села. В Емельяновском районе, например, с начала работы этой программы, то есть с 2011 года, уже реализовано 47 проектов по поддержке индивидуальных предпринимателей и организаций – субъектов малого и среднего бизнеса. И этот год не стал исключением: на официальном сайте районной администрации можно увидеть условия конкурса по получению субсидий в 2017 году. Финансовая поддержка будет оказана тем, кто планирует или продолжает развитие производства товаров, работ, и услуг по четырем направлениям: это возмещение части расходов, связанных с государственной регистрацией; с приобретением оборудования, либо модернизацией производства; поддержка в лизинговых программах на приобретение оборудования; помощь в возмещении части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам.
Кроме того, как в докладе Эдхама Акбулатова, так и в выступлениях глав муниципальных образований, поднимались наболевшие вопросы органов местного самоуправления: отсутствие достаточных финансов на реализацию основных полномочий по благоустройству, организации жизни. Кроме того, муниципалитеты испытывают огромный прессинг контролирующих и прочих органов, которые не вникают, есть ли у них деньги на те или иные полномочия, замучили штрафами. Предписания и штрафы муниципалитетам стали выноситься, в основном, как юридическим лицам, а их размеры, зачастую, превышают годовые бюджеты поселений, ставя под сомнение саму возможность исполнения полномочий местной власти.
Говорили и о том, что необходимо бороться с валом бюрократических бумаг. Также обсуждалось повышение квалификации самих муниципальных чиновников, потому что граждане в первую очередь общаются с ними.
По словам Эдхама Шукриевича, в количественном выражении кадровая обеспеченность муниципальными служащими с профильным образованием составляет около 40% с учетом крупных городов – Красноярска и Норильска. В поселениях края процент обеспеченности варьируется от 20 до 50. В дальнейшем предстоит работа над обеспечением условий труда глав муниципальных образований и муниципальных служащих сельсоветов.
Был также обозначен вопрос увеличения доходной базы местных бюджетов.
В части обеспечения муниципалитетов финансами уже приняты законы и внесены изменения в Налоговый Кодекс. Принятые меры по передаче дополнительных источников доходов в местные бюджеты (без учета земельного налога) по отношению к общим доходам местных бюджетов составляют около 1%. Практика показывает, что за местными бюджетами надо закреплять доходы, на формирование которых муниципалитеты могут оказывать реальное влияние. Существенным для муниципалитетов является имущественный налог. До настоящего времени не решен вопрос с переоценкой кадастровой стоимости земли.
Также перед участниками съезда выступал Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, который говорил о необходимости повышения качества общего и среднего профессионального образования, укреплении материальной базы учреждений культуры, развитии спортивной инфраструктуры и о модернизации объектов дорожного и коммунального комплекса, обновлении жилого фонда.
Виктор Толоконский выделил основные проблемы, прозвучавшие на съезде в выступлениях глав муниципальных образований: низкий уровень заработной платы в поселениях, вопросы пенсионного обеспечения, выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утилизация бытового мусора. Глава региона дал муниципальным образованиям ряд конкретных поручений, направленных на решение важных для края вопросов.
Состоявшийся съезд, я считаю, прошел в плодотворном ключе: это не только живое общение, обмен мнениями и положительным опытом, это и намеченные пути решения насущных проблем, толчок дальнейшему движению в плане развития местного самоуправления".
Записала Ирина Белова