Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Гагинского района

607870 Нижегородская область, с. Гагино, ул. Ленина, д. 48
телефон: +7 (83195) 2-14-56; 5-11-34
e-mail: gagvesti@list.ru

Люди нашего района

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День военно-морского флота. В преддверии этого праздника мы побеседовали с жителем Гагина Михаилом Михайловичем Сметанкиным.

Маленький город на воде,

или Я ничего не забыл

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День военно-морского флота. В преддверии этого праздника мы побеседовали с жителем Гагина Михаилом Михайловичем Сметанкиным, служившим в своё время на крупнейшем корабле – тяжёлом авианесущем крейсере (ТАКР) Северного флота СССР "Киев". С тех пор прошло более 30 лет, а бывший моряк помнит события тех лет до мельчайших подробностей.

Михаил родился в Тяпине, окончил Ветошкинский сельскохозяйственный техникум. Ещё учась в школе, он знал, что попадёт в морфлот. Этот факт значился в приписном удостоверении – документе, выдаваемом военкоматом допризывникам. Юноша соответствовал всем критериям, необходимым для прохождения службы в этих войсках. Серьёзное увлечение лёгкой атлетикой, лыжным спортом помогло иметь хорошее здоровье, отличные физические данные.

- Нас было 12 человек, кого провожали из Гагина 12 мая 1985 года: 6 моряков и 6 солдат, - рассказывает Михаил Михайлович. – В Дзержинске моряки-покупатели набрали группу и повезли дальше. Москва, Ленинград... Мы уже догадывались, что будем служить на Балтийском флоте. После прибытия на Красную горку (Ленинградская область) нас расселили по баракам, переодели в морскую форму. Здесь мы прошли отборную комиссию, самую важную, и снова приказ: "Ждите покупателей".

Зоотехническое образование могло поспособствовать тому, что Михаил служил бы кинологом. И сначала эта перспектива его обрадовала: всё-таки год и восемь месяцев это не три года. Но вскоре всё изменилось, и через неделю им объявили: "В Балтийский флот!" Сначала учебка в Ломоносове (Ленинградская область), где он учился на связиста; потом Мурманск, Североморск, и снова бараки, перевалочный пункт.

Начало октября было достаточно морозным. Михаил Сметанкин попал на крейсер "Киев", расположенный в Кольском заливе Баренцева моря.

- Когда ступил на корабль, меня сначала всё шокировало. Жизнь бурлит, трактора снег убирают, кругом чистота и блеск. Это я потом узнал, какой ценой достаётся порядок, - делится впечатлениями мой собеседник. – Меня отправили к связистам. Дисциплина идеальная, обязанности чётко распределены. Прибирались, намывая стены от потолка до пола и вытирая их насухо. Полировали всё до блеска. Пять с половиной месяцев учебки можно приравнять к неделе службы на корабле, за которую я освоил большую часть науки связиста. Конечно, потребовались и выдержка, и терпение: выходили из Североморска при – 46 градусах, а входили в Средиземное море при + 35".

Михаил Михайлович рассказывает, как проводилась учебная тревога, боевая тревога. На катере в выходные можно было уйти в увольнение в Североморск, там ждали нехитрые развлечения: кино, дискотека, магазины. А потом снова на корабль – мини-город, где была своя пекарня, медпункт, магазин и многое другое. Длина крейсера – около 300 метров, поэтому всё свободно размещалось. Во время боевой службы к "Киеву" присоединялись 33 самолёта и 12 вертолётов. Баренцево море, Северное, Норвежское, Средиземное, Италия, Греция, Алжир, Югославия – где только не побывал наш земляк! Он вспоминает, как в шторм корабль выходил в море: в штормовую погоду запрещено было стоять на якоре. Оставил сильные впечатления дальний семимесячный поход, по окончании которого он получил свидетельство за "высокое воинское мастерство, мужество и стойкость при выполнении боевой задачи". Как и остальные моряки, Михаил Сметанкин ждал писем из дома, получал посылки, также ему удалось побывать и в двухнедельном отпуске.

- Дедовщины у нас не было, - говорит старшина I-ой статьи (в таком звании М.М. Сметанкин вернулся на гражданку). – Во-первых, вода за бортом, а во-вторых, всех объединяло ощущение братства. Неважно, сколько ты прослужил и какая у тебя национальность. Могу с уверенностью сказать, что были дружеские, доброжелательные взаимоотношения на всех уровнях. Спасибо командному составу с его отцовской заботой и человечностью. Но за нарушение устава неизбежно следовало наказание.

Самое обидное из наказаний – сбривание усов. Мой собеседник со смехом (это сейчас, а тогда было совсем невесело!) рассказывает, что таким образом он два раза лишался усов – признака моряка со стажем. Но до гражданки всё же успел их отрастить.

...- Под мелодию "Прощание славянки" в 1988 году мы со слезами покидали крейсер, с которым по-настоящему сроднились. Мне до сих пор снятся годы службы, - признаётся Михаил Михайлович. – Часто листаю альбом с фотографиями, поддерживаю связь с сослуживцами и по телефону, и через соцсети. Раньше мы, моряки, собирались в районе, чтобы отметить праздник, а сейчас это сошло на нет. Хотелось бы возродить старую добрую традицию. А всем, кто служил, служит и будет служить, желаю добра, благополучия и крепкого здоровья!

Елена ГУСЕВА

Автор: Татьяна Тарасова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 358

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика