Из школы - в детский сад
Вполне вероятно, что кто-то будет удивлен тому, как это вообще возможно: перейти из школы в детский сад? Но ничего удивительного в этом нет, если речь идет не о ребенке, а о взрослом человеке. Именно так произошло не у одного учителя нашего района, когда в связи с закрытием школ им приходилось переквалифицироваться и устраиваться на работу в детские сады или дошкольные группы. У Елены Владимировны Бурлаковой - логопеда Гагинского детского сада №1 - чуточку другая история, хотя ей тоже в свое время пришлось уйти из школы в детский сад. Из учителей - в воспитатели, а потом и в логопеды.
- То, что я пойду в учителя, вопрос для меня был однозначно решен еще в раннем детстве. А куда же еще? Мама, Мария Константиновна Бурлакова - учитель, с детства я видела ее за учебниками, тетрадками. Папа, возглавлявший тогда наш колхоз в Березниках, - вечно был на работе, сложно было его увидеть дома. И мы с мамой оставались вдвоем. Я, конечно же, наблюдала за мамой, задавала свои детские вопросы. Усаживала в один ряд всех кукол - и начинала их учить. Вот такая у меня была любимая игра - в школу. А потом, уже став школьницей, сидя с мамой за одним большим столом, готовились вместе к урокам - каждая, конечно, ко своим.
В 1993 году Лена Бурлакова поступила в Лукояновское педучилище. Учиться нравилось. В отличие от мамы, преподававшей математику, она готовилась стать учителем начальных классов. Училище давало крепкие, фундаментальные знания. Студенткой Лена была прилежной - все свое время посвящала учебе. А как только наступала суббота, непременно ехала в Березники - слишком была привязана к дому, его теплой атмосфере.
На 2-м курсе нужно было выбирать вторую специальность - Лена остановилась на логопедии. Впоследствии эта специальность ей пригодится. Параллельно с госэкзаменами в училище сдавала вступительные в Арзамасский пединститут на факультет географии.
О том, где начинать трудовую деятельность новоиспеченному педагогу, вопрос не стоял - конечно же, в Гагинском районе. В соседнем с Березниками селе была еще в 1997 году небольшая начальная школа. Деревянная, напоминающая обычный деревенский дом. Туда, выйдя пораньше из дома, и будет ходить молоденькая учительница. Зимой еще темно, под ногами похрустывает снежок, вдали со стороны Выползова виднеются огоньки, и она идет к своим первым ученикам. "Ни у родителей, ни у меня и мыслей не возникало, чтобы выгнать из гаража машину. Только пешочком - подумаешь, какие-то два километра напрямую! - с улыбкой вспоминает Елена Владимировна. - И посмотрите, как изменились мы через какие-то полтора-два десятка лет - без машины никуда лишний шаг не сделаем".
(Продолжение. Начало на 1-й стр.)
Через год у девушки появилась возможность устроиться в родную Березниковскую школу. Вакансии учителя начальных классов не было, предложили поработать учителем физкультуры и ОБЖ. Согласилась. Нашла поддержку в районном объединении учителей физкультуры, в особенности со стороны учителя Гагинской школы Вадима Геннадьевича Гудкова. "Когда я общалась с физкультурниками, а в основном это были мужчины, уходила неуверенность в себе, волнение. Все наши совместные совещания проходили на позитиве, с юмором. Я поверила в собственные силы. Да еще и с детьми, я была их старше всего на несколько лет, сложились дружеские отношения. Хороший период в жизни! - говорит Елена Владимировна. - А районная игра "Зарница"? Какая атмосфера соревнований, общего задора, внутреннего волнения, когда мы единой колонной ехали по Гагину - это же был настоящий праздник!"
Десять лет проработала Е.В. Бурлакова в Березниковской школе. К этому времени уже стал подрастать сынишка Артемка. Вот-вот и пора готовиться в первый класс. Стала появляться тревога за будущее: в соседнем районе закрывались школы, да и у нас этот процесс уже начался. "Если честно, я испугалась. Что будет дальше? У меня маленький ребенок - вдруг закроют и нашу школу? Решила искать работу в райцентре, - откровенно делится Елена Владимировна. - Заведующий РОНО Геннадий Григорьевич Пашкин предложил мне должность воспитателя в детском саду. На раздумья у меня была только одна ночь. Я рискнула, понимая, что в детском саду будет своя специфика работы, что нужно будет что-то перестраивать в себе и многому придется учиться заново. Но благодаря поддержке заведующей детским садом Екатерины Владимировны Федоскиной, старшего воспитателя Евгении Федоровны Казаковой и всего коллектива, мне удалось справиться со всеми сложностями, что страшили на первых порах".
Не предполагала Елена Владимировна, что через год в детском саду будет введена должность логопеда. Вот здесь и пригодится ей вторая специальность, полученная в педучилище.
- Профессия логопеда интересная и, что очень важно, актуальная в наши дни, - говорит педагог. -Приходится констатировать тот факт, что все больше появляется детей с речевыми нарушениями. Причин здесь много. Экология, питание, инновационные технологии влияют не лучшим образом. Мы все меньше слышим разговорную речь, проводя время у компьютера. Родители мало говорят с ребенком, а это очень необходимо, особенно в раннем возрасте. Современные дети, можно сказать, рождаются со смартфонами и планшетами в руках. Им проще воспринять картинку, а не говорить…Отсюда и вытекающие последствия. В каждой детсадовской группе есть малыши, которым необходима помощь логопеда. И чем раньше начнешь работу с таким ребенком, тем эффективнее будет результат. В данный момент у меня 25 таких детей, с каждым веду индивидуальные занятия по коррекции речи, звукопроизношению. Кому-то потребуется три месяца, а кому и два года. Все очень индивидуально. Радуюсь успехам детей, когда результат работы положительный. Стараюсь раскрыть ребенка, найти свой подход. Не всегда это просто. И, конечно, призываю родителей к сотрудничеству, чтобы они, прежде всего, были заинтересованы в нашем общем деле, чтобы те занятия, те упражнения, которые рекомендованы логопедом, они проводили с детьми и дома. Конечно, это требует терпения, времени, но это необходимо. Есть у нас в детском саду и консультационный центр, в который могут обратиться родители с детьми из сел района. Как логопед, я тоже готова оказать им помощь. Работаю с детьми нашего детского сада по развитию разговорной речи в клубе по интересам "Обучалочка". Стремлюсь повышать знания не только на курсах в НИРО, но и непосредственно в общении с практикующими коллегами, как правило, именно их рекомендации являются для меня более ценными. Делая же свои первые шаги в профессии, специально ездила к заслуженному педагогу-логопеду города Арзамаса и смотрела, как он проводит занятия с детьми. Работа в детском саду мне в удовольствие. Дети такие непосредственные, такие искренние. Живу вместе с ними их эмоциями. Как-то на одном занятии моя воспитанница возмущенно спросила: "И зачем ты только такую сложную работу выбрала?" Как тут не рассмеяться! Лопнуло у ребенка терпение повторять мои задания. А мне-то нужно сделать так, чтобы эта девочка занятия продолжала. Значит надо еще чем-то заинтересовать. Ищу такие способы.
Казалось бы, закончился рабочий день, пора отдохнуть или заняться домашними делами. Но у Елены Владимировны так не выходит. "Сложно оставить работу за дверью, - говорит она. - Ни у одного педагога так не получится. И я об этом уже знала с детства - передо мной был яркий пример: моя мама".
В этом году сын Елены Владимировны Артем закончил учебу в школе, поступил учиться в Мининский университет. И теперь для нее главная задача - помочь ему получить высшее образование. Пока Артем учился в школе, Елена Владимировна отправлялась с ним в поездки в Москву - на Кремлевскую елку, в Питер. "Если ты хотя бы раз увидишь Питер, то полюбишь этот город навсегда, - отзывается она о северной столице. - Теперь Артем ездит туда самостоятельно. Была у нас, родителей, задумка сделать подарок для наших детей - отправить их на праздник выпускников "Алые паруса" в Санкт- Петербург, но из-за пандемии не получилось. Артем еще год назад побывал на этом празднике, получив массу впечатлений. Хотелось ему в этом году встретить "Алые паруса" со своими одноклассниками уже на собственном выпускном вечере, но, увы…"
Любит Елена Владимировна заниматься садовыми цветами, отдавая особое предпочтение лилиям. Как только появляется свободное время, садится на велосипед, едет в луга, на Пьяну - подышать запахами трав и ягод, запахами реки. Ее вдохновляет родная природа - так много дарит она положительных эмоций. Елена спешит ухватить моменты, делая фотоснимки на телефон. Ее фотоальбом все пополняется новыми пейзажами, которыми она рада поделиться с друзьями. Пусть и они ощутят вместе с ней, как прекрасен этот мир!
Марина КОРОБОВА