Сейчас во времена нестабильной экономической обстановки и общей мировой ситуации, когда кто-то теряет близких, работу, сбережения, лишается исполнения заветных желаний, есть те, у кого опускаются руки. Мысли о невозможности светлого будущего одолевают. Не дают покоя и радости жизни. Для всех, кто пессимистично настроен, я предлагаю к прочтению книгу Виктора Франкла "Сказать жизни "Да!": психолог в концлагере". Уже по названию книги видно - она носит жизнеутверждающий характер.
Сам Виктор Франкл, родившийся в 1905 году, имея медицинское образование психиатра, занимался разработкой своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности.
В 1942 году он со всей своей семьёй попадает в концлагерь, где проведёт три года до освобождения. Почти сразу после освобождения напишет эту книгу - рассказ о переживаниях обычного заключённого, видевшего концлагерь изнутри. И здесь не столько о глобальных ужасах тех мест, сколько о бесконечных "малых" мучениях, которые заключённый испытывал каждый день.
Автор, наблюдая собственные чувства и поведение сокамерников, описывает и объясняет, что происходит во внутреннем мире человека, как ломаются или подтверждаются его представления о мире, о себе и, самое главное, - что помогает остаться в живых. И здесь не про физическое преимущество. Франкл вспоминает, как его коллега-врач, попавший в лагерь на неделю раньше, советовал вновь прибывшим обязательно бриться (хоть чем, хоть осколком стекла), только чтобы выглядеть чуть моложе и здоровее и не попасть "в газ". "Только вот этот, - и он указал на Франкла, - попадёт под следующую селекцию". Это говорит о том, что физически Виктор выглядел слабее.
Н
о что держало его дух крепким? Что помогало сохранять веру в светлое будущее? И как он за эти годы не поддался отчаянью? Одним из надёжных внутренних столпов был образ его жены. Франкл вспоминает, как голодные и измученные, в рваных лохмотьях, они шли строем на работы. И вдруг один, идущий рядом с ним, пробормотал: "Ты слушай! Если бы наши жены нас сейчас видели! Надеюсь, в их лагере всё же получше... И они, надеюсь, даже не представляют себе, что тут с нами". Франкл пишет: "...И передо мной возникает образ моей жены...".
"Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно - пусть на мгновение - обладать самым дорогим для себя - образом того, кого любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа". Образ жены был для него отдушиной. С ней мысленно он разговаривал, видел её улыбку и одобрение, к ней он стремился вернуться из лагеря.
Е
го способность к внутренней жизни помогала не утратить способность, когда предоставлялась малейшая возможность, воспринимать красоту природы или искусства. Необычных красок закат или неприхотливый концерт, который изредка устраивали сами заключённые, - всё это давало сил. И на внутренний вопрос: "Есть ли смысл среди этой безнадёжности и бессмысленности?" откуда-то звучало твердое, ликующее: "Да!".
Ещё одним столпом был юмор. Это кажется невероятным, что в таких условиях можно сохранять чувство юмора, но ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией. Волю к юмору, попытку видеть хоть что-то из происходящего в смешном свете можно рассматривать как род искусства жить.
И одна из главных составляющих душевой стойкости - ориентация человека на какую-то цель в будущем. Эта мысль ярче всего выражена в словах Ницше: "У кого есть "зачем", тот выдержит почти любое "как". Тот, кто не верил в будущее, в своё будущее, свою цель, тот в лагере погибал. Он лишался духовной опоры, позволял себе опуститься внутренне, а этому душевному упадку сопутствовал телесный.
Кроме того, Франкл говорит о вопросе смысла жизни. По его мнению, этот вопрос должен быть поставлен иначе: дело не в том, чего мы ждём от жизни, а в том, чего она ждёт от нас. Ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать - не разговорами или размышлением, а действием, правильным поведением. И эти действия у разных людей в разные времена разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Каждая ситуация остаётся единственной, уникальной, и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос - правильный. И коль скоро судьба возложила на человека испытания, он должен увидеть в этих испытаниях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Так сам Франкл подбадривал товарищей, находившихся на грани отчаянья: "На каждого из нас, - говорил он, - в эти часы, которые, может быть, для многих становятся уже последними часами, кто-то смотрит сверху требовательным взглядом - друг или женщина, живой или мертвый. Или - Бог. И он ждёт от нас, что мы его не разочаруем, что мы не будем жалкими, что мы сумеем сохранить стойкость и в жизни, и в смерти...".
З
аканчивается книга пьесой, написанной также Виктором Франклом "Синхронизация в Биркенвальде". История, даже, скорее, небольшая зарисовка о тех смыслах, что говорил Франкл в книге, но через судьбы героев и их выбор.
Сам Виктор Франкл прожил 92 года. Написал несколько книг, самая известная из которых эта, вёл преподавательскую и научную работу. Его опыт - вдохновение для нас проходить свои испытания со стойкостью.
Наталья ГУРЕЕВА