В Красноярском крае активизировались юридические фирмы, которые зазывают пенсионеров на "бесплатные" консультации по пенсионным вопросам, а потом навязывают им ненужные дорогостоящие услуги. О том, как уберечься от ненужных услуг рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Денис Майборода.
- Денис Александрович, много ли граждан попадается на удочку о "бесплатных юридических услугах"?
- В настоящее время в территориальных органах пенсионного фонда зарегистрировано более 1200 таких обращений. Заявления, составленные с помощью "бесплатных юристов" очень легко отличить - они написаны юридически безграмотно, по единому шаблону, состоят из ссылок на российские законы и подзаконные акты, не относящиеся к сути вопроса. Часто встречаются ссылки, например, на норму закона о досрочных пенсиях, а гражданин не имеет на нее права. Бывает и так, что в обращении указана одна фамилия, а подпись в конце заявления - другого человека. Обычно такие заявления рассылаются в несколько инстанций: в ОПФР по Красноярскому краю, в Пенсионный фонд России, уполномоченному по правам человека, губернатору или даже президенту.
Ждать, что гражданин получит деньги благодаря этим бумагам, разумеется, не следует. Конечно, человек получит официальный ответ из ПФР, в котором специалисты постараются ответить на запутанные вопросы, сформулированные "юристами".
Кстати, получить разъяснения, из чего складывается ваша пенсия, положены вам пенсионные накопления или нет, можно абсолютно бесплатно. Достаточно обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением, написанным в произвольной форме.
- Вам известно, каким образом находят доверчивых пенсионеров такие юристы?
- К нам обращаются граждане, которые ожидают прибавку, показывают заключенные договора. По их рассказам, ситуация следующая. Недобросовестные юристы проводят агрессивную рекламную кампанию. Их ролики транслируются по телеканалам и радио. Иногда они пользуются фальшивыми сайтами Пенсионного фонда. Сайт очень похож на официальный сайт, но там работает чат-бот. И если гражданин оставит свои контакты, ему обязательно перезвонят. А потом назначается встреча. Пенсионер приходит на "бесплатную" консультацию и ему рассказывают, что его пенсия незаслуженно мала, его обманули и должны сделать перерасчет. Обещают несуществующие компенсации и даже помощь в получении квартиры, как дети войны. С этого места услуга перестает быть бесплатной. Составление обращения в Пенсионный фонд России по расценкам красноярских "бесплатных юристов" составляет от 6 000 до 30 000 рублей. Повторное обращение - 16 000 рублей. В целом цена услуги может достигать 70 000 рублей.
Иногда граждан, обратившихся за консультацией, "юрист" сопровождает до дома, чтобы пенсионер "смог найти деньги" и уже на месте оформляет все документы.
- Есть хоть какой-то положительный эффект от деятельности этих фирм?
- К сожалению, нет. Мы ещё не получили ни одного положительного решения суда по результатам работы таких "юристов".
- Есть ли способ у человека вернуть свои деньги?
Чаще всего пенсионеры слишком поздно понимают, что они стали жертвами недобросовестных людей. Получают свой комплект бесполезных документов, отправляют эти документы в Пенсионный фонд, получают разъяснения и лишь тогда приходят к выводу, что деньги потратили зря.
Обвинить недобросовестных юристов в мошенничестве крайне сложно, а часто и вовсе невозможно. Консультации юристы действительно проводят бесплатно, деньги пенсионеры платят сами. А составление типовых обращений за немалую плату не считается нарушением закона. Иногда прокуроры возбуждают административные дела по статье "Оказание населению услуг ненадлежащего качества", но это случается довольно редко.
В апреле 2018 года Прокуратурой Красноярского края в отношении одной из таких "юридических" фирм ООО "Марко" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ за оказание некачественных юридических услуг.
Вернуть уплаченные деньги крайне сложно. Если дело дошло до суда и суд проигран, можно написать исковое заявление и через суд взыскать судебные издержки. Для этого у человека на руках должен быть договор и документ об уплате денег (платежная квитанция, расписка и т.д.). Вот второго документа очень часто нет - деньги передаются из рук в руки без подтверждающих документов.
Сегодня многим пенсионерам, кто не заплатил всю сумму сразу, а только внес предоплату, начисляются пени. И расторгнуть договор в одностороннем порядке теперь можно только в суде.
- Где и как может пенсионер получить консультацию по пенсионному законодательству, не обращаясь к юристам?
Можно написать письменное обращение в ОПФР по Красноярскому краю или в ПФР в свободной форме. Его можно направить как по почте, так через сайт ведомства. Также можно прийти на прием к специалистам территориальных органов ПФР. Все услуги специалистов ПФР совершенно БЕСПЛАТНЫ.
Услуги ПФР можно получить не только в клиентских службах, но и в офисах МФЦ, где оформление всех документов и заявлений производится на бланках, установленных образцов и форматов, совершенно бесплатно. Ряд заявлений можно направить в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или Единый портал госуслуг.
- Что вы можете порекомендовать нашим читателям?
- Призываем всех пенсионеров быть бдительными и не попадаться на пустые обещания различных фирм бесплатно помочь разобраться в Ваших "пенсионных делах". Не подписываете никаких документов, не изучив их внимательно. А если все-таки вы решите заключить договор о платных юридических услугах, требуйте все документы: договор и документ об уплате Вами денег. Все это пригодится, если придется возвращать деньги через суд.