Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сернурского района Республики Марий Эл

425450 Республика Марий Эл Сернурский район, пгт. Сернур, ул. Комсомольская, д.24
телефон: +7 (83633) 9-72-53
e-mail: servel7055@bk.ru

К 100-летию республики

МАРИ, ЧЕРЕМИС, ШЕМЕР, ЧИМАРИ. КАК НАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?(Исследование К.А. Четкарёва, кандидата филологических наук "Древние племенные названия марийцев")

В начале XX века марийский народ имел два племенных названия – мари и черемис. Правда, были ещё имена "шемер" и "чимари". Но они издревле, ещё при возникновении, касались лишь части племени, и по ходу событий ими народ обозначил исключительно социальные группы. Шемер мари – трудящийся мариец и чимари – настоящий мариец, или мариец-язычник.

Единое племя или народность может иметь только одно племенное обозначение. Остальные, как, например, термин "черемис", могут быть даны со стороны. В нашем случае четыре названия - мари, черемис, шемер, чимари - при историческом анализе помогают науке вскрыть процесс становления единой народности и её отношений с соседними народами и племенами.

Имя "черемис", присвоенное летописцами марийцам и чувашам, до революции было официальным, хотя мариец никогда не называл себя так. Поэтому, едва свершилась Октябрьская социалистическая революция, трудящийся марийский народ заявил: "Впредь называть нас не прозвищем "черемис", а собственным именем "марий".

Почему так резко и откровенно реагировал марийский народ? Это легко понять. Хотя смысл слова "черемис" связан с именем "чи марий" (в переводе "мариец-язычник" или "чистый, настоящий мариец"), но ввиду того, что с этим словом связано многовековое угнетение в условиях царского режима, то мариец, получив свободу и равноправие, захотел немедленно с ним расстаться. Кстати, по той же причине сошло на нет и унизительное словечко "инородец".

Советская власть, осуществляя принципы новой национальной политики, дала марийскому народу свою автономию. 4 ноября 1920 года Владимир Ильич Ленин подписал декрет об образовании не черемисской, а Марийской Автономной области. Таким же образом была исправлена ошибка древних летописцев в отношении не только мари, но и братских нам народов – удмуртов, коми, хантов, манси, да и ряда других.

Племенное название. Зачем оно нужно?

Древнее племенное название нередко даёт ясные указания на происхождение самого народа, на процесс сплочения того или иного племени, народности, народа и нации. Племенное название очень устойчиво. Оно исчезнет из основного словарного фонда в том случае, если исчезнет само племя со своим языком.

Будучи в языке народа самым древним словом, племенное название может послужить основанием для создания новых слов, что я покажу ниже. Здесь же хочу подчеркнуть, что дореволюционные учёные филологи и историки, понимая историческое значение племенного названия, всегда пользовались им при решении вопроса о происхождении народа. Так было и с именем "черемис". Но поскольку это имя было искусственным, то есть присвоено нам со стороны, то и выводы учёных о прародине мари и о многом другом получались грубыми и ошибочными.

Язык, как утверждают марксисты, рождается и развивается с рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка, поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит, и который является творцом и носителем этого языка.

Отсюда я вывожу, что учёный, взявшийся объяснить смысл племенного имени, или же ищущий по этому имени прародину того или иного народа, должен, прежде всего, изучить его язык и историю. Таких учёных в дореволюционной России было мало, или же они просто пренебрегали народным языком и внутренними законами его развития. Племенное название "мари" не принималось в расчёт, хотя еще в XVIII веке петербургский этнограф путешественник И.Г. Георги (1729-1802) первым заявил: "Собственное имя - черемис - мари (мужчина), а чуваш - курык мари (горные мари)".

Наша наука обязана исправить запутанный вопрос о племенном названии марийцев. Первую такую попытку я и предпринимаю.

Что о нашем названии говорит история?

Одно из первых известий о племени "черемис" относится примерно к 960 году. Хазарский каган Иосиф в письме к Хоздан-ибн-Шанруту, исполнявшему должность министра финансов при испанском халифе Абдурахмане III, сообщает, что каган живёт при реке Итиль (Волга), и в числе данников, кроме Бурта, Булгар, Сувар, Арису, имеет ЦАРМИС (ЧЕРЕМИСОВ). Но еще раньше Эрманарих, король остготов, возглавлявший в IV веке племенной союз в Северном Причерноморье и погибший в 375 году, среди своих подданных наряду с Чиудас, Меренс, Морденс, называет и Ремнисанс (Черемисов).

И только летописец XI века Нестор нарекает племя мари так, как оно вошло в русские летописи, именно "Черемиси", которые "седят на оце [Оке] реке" как данники Руси. Все позднейшие летописи именуют мари черемисами, наделяя их при этом всякого рода эпитетами.

Иноземные путешественники наших предков подчас называют "черемисскими татарами". Первым в своих "Заметках о чуди, лопарях, самоедах и черемисах" (1618-20) это сделал англичанин Ричард Джемс. Спустя двадцать лет ему вторит немец Адам Олеарий.

Причина, видимо, в том, что до 1552 года марийцы были в составе Казанского царства. И учёные, останавливаясь в этих краях проездом, за краткостью пребывания не вникали основательно ни в язык, ни в быт мари, а потому им чудилось, будто марийцы те же татары или родственное татарам племя.

Ошибались не только летописцы и путешественники. Финский этнограф М. Кастрен (1813-52) в своей первой грамматике марийского языка наименование "мари" переделал на финский лад – "маара". Его ошибку в 1877 году воспроизвёл русский историк Г. Перетяткович, утверждая, будто "черемисы до сих пор называют себя "мара".

О том, где наша прародина

Теперь остановлюсь на вопросах о племенной принадлежности марийцев и на том, как решался вопрос о нашей прародине с использованием племенного названия.

На основании языка и других исторических данных наука относит наш народ к финно-­угорскому племени. Но когда говорят об исторических связях мари, мордвы, карел, удмуртов, коми, хантов и манси с собственно финнами и мадьярами-венграми, то имеют в виду лишь период до Х века, когда шло образование этих племён.

Исторические связи поволжских и приуральских финно-­угров с финнами и мадьярами порваны десять с лишним веков назад, когда они ещё окончательно не оформились в прочные племенные образования. "Это ясно из того, что финно-­угорские языки, имеющие широкую общую родовую терминологию (название родства и т. д.), не обнаруживают ни единого общего термина племенной жизни", – поясняет советский языковед Д.В. Бубрих.

Глубокие исторические связи мари-черемис, мордвы-эрзя, мокши, удмуртов-вотяков, коми-зырян и т. д. с восточно-славянскими племенами, а затем и с Русским государством вполне реальны, ибо эти связи наложили свой отпечаток не только на материальной и духовной культуре этих народов, но и в антропологическом типе. В частности, определённо можно сказать, что марийское племя окончательно сформировалось как особая этническая организация уже в славянский период, и развивалась она в тесном историческом взаимодействии с русским народом в течение десяти веков. Марийцы как народ сформировались уже в рамках русской государственности.

Мари и меря - близнецы-братья?

До сих пор остаётся не решённым вопрос о родстве мари и меря, и с этим вопросом связана проблема о древнем местожительстве марийцев и об их древних отношениях с русскими племенами.

О родстве меря и мари российские учёные заговорили после первого археологического съезда в Москве в 1869 году и доклада на нём графа А.С. Уварова.

Исследование Уварова "Меряне и их быт по курганным раскопкам" построено на материалах экспедиции (1851-1854), в ходе которой было обследовано 163 территории и разрыто 7729 курганов. "Раскопки были начаты в Суздальском и Владимировском уездах, а оттуда направлены к Переславлю-Залесскому и Ростову с целью определить характер мерянских могил на месте первоначального жительства меря, известного по свидетельству Несторовой летописи", – пишет Уваров.

Основные изыскания шли вокруг Переславского (Плещеева) озера, где было главное местожительство меря.

О том, что племя мари родственно с меря, мнения учёных расходились. По данным Уварова, "Мерю окружали с трех сторон единоплеменные с нею финские народы Мурома, Мордва, Черемисы и Весь; с одной только западной стороны граничили с нею племена чуждой народности, а именно Славяне, Кривичи и Вятичи". И с этим никто не спорит. Но признать прямо, что мари, меря, а также мордва представляли некогда один родоплеменной союз, и только позже, примерно в VIII-IX в.в., мари и мордва выделились как особые племена, никто до сих пор не решается.

Наукой не решён и вопрос, куда делась меря. С начала X века ни в одном документе упоминаний об этом племени нет. Отсюда и масса гипотез. Иные учёные, не утруждая себя размышлениями, отвечают: меря представляет собой племя славянское (Ходаковский). Или что меря растворилась в славянах (Корсаков, 1872).

Другие учёные убеждены, что меря снялась со своего места и в начале X века перекочевала в Панонию, на средний Дунай, где вместе с уграми образовала Венгрию – великое Югорское государство. Этой идеи придерживался россиянин Д. Европеус (1868). В свою очередь, П. Шестаков в работе "Родственна ли меря с вогулами" (1873) уверяет, что "тождеством Мещеры и Меря с Мадьярами и Уграми и совместным их уходом в Панонию объясняется внезапное исчезновение племени меря: в начале Х века имя "меря" в смысле этнографического термина исчезает. Не могла же она так скоро претвориться в русский элемент".

Немало и тех, кто убеждён, будто летописная меря никуда не ушла, что ее надо видеть в мари. Этого придерживались ученые М. Кастрен, С. Кузнецов, Т. Семёнов и др. Есть точка зрения, что меря это мордва.

Во всех этих диаметрально противоположных и чаще голословных заявлениях нельзя не видеть борьбу различных научных и политических направлений. Впрочем, советские учёные пока тоже не дали точный ответ.

(Продолжение следует).

Текст к публикации подготовил Вячеслав ЧЕТКАРЕВ.

(См. оригинал: Племенные названия марийцев // Ученые записки МарНИИ. Вып. 5. Йошкар-Ола, 1953. Стр. 107-132).

Автор: Вячеслав ЧЕТКАРЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 761

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика