В начале XX века марийский народ имел два племенных названия – мари и черемис. Правда, были ещё имена "шемер" и "чимари". Но они издревле, ещё при возникновении, касались лишь части племени, и по ходу событий ими народ обозначил исключительно социальные группы. Шемер мари – трудящийся мариец и чимари – настоящий мариец, или мариец-язычник.
Единое племя или народность может иметь только одно племенное обозначение. Остальные, как, например, термин "черемис", могут быть даны со стороны. В нашем случае четыре названия - мари, черемис, шемер, чимари - при историческом анализе помогают науке вскрыть процесс становления единой народности и её отношений с соседними народами и племенами.
Имя "черемис", присвоенное летописцами марийцам и чувашам, до революции было официальным, хотя мариец никогда не называл себя так. Поэтому, едва свершилась Октябрьская социалистическая революция, трудящийся марийский народ заявил: "Впредь называть нас не прозвищем "черемис", а собственным именем "марий".
Почему так резко и откровенно реагировал марийский народ? Это легко понять. Хотя смысл слова "черемис" связан с именем "чи марий" (в переводе "мариец-язычник" или "чистый, настоящий мариец"), но ввиду того, что с этим словом связано многовековое угнетение в условиях царского режима, то мариец, получив свободу и равноправие, захотел немедленно с ним расстаться. Кстати, по той же причине сошло на нет и унизительное словечко "инородец".
Советская власть, осуществляя принципы новой национальной политики, дала марийскому народу свою автономию. 4 ноября 1920 года Владимир Ильич Ленин подписал декрет об образовании не черемисской, а Марийской Автономной области. Таким же образом была исправлена ошибка древних летописцев в отношении не только мари, но и братских нам народов – удмуртов, коми, хантов, манси, да и ряда других.
Племенное название. Зачем оно нужно?
Древнее племенное название нередко даёт ясные указания на происхождение самого народа, на процесс сплочения того или иного племени, народности, народа и нации. Племенное название очень устойчиво. Оно исчезнет из основного словарного фонда в том случае, если исчезнет само племя со своим языком.
Будучи в языке народа самым древним словом, племенное название может послужить основанием для создания новых слов, что я покажу ниже. Здесь же хочу подчеркнуть, что дореволюционные учёные филологи и историки, понимая историческое значение племенного названия, всегда пользовались им при решении вопроса о происхождении народа. Так было и с именем "черемис". Но поскольку это имя было искусственным, то есть присвоено нам со стороны, то и выводы учёных о прародине мари и о многом другом получались грубыми и ошибочными.
Язык, как утверждают марксисты, рождается и развивается с рождением и развитием общества. Он умирает вместе со смертью общества. Вне общества нет языка, поэтому язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи с историей общества, с историей народа, которому принадлежит, и который является творцом и носителем этого языка.
Отсюда я вывожу, что учёный, взявшийся объяснить смысл племенного имени, или же ищущий по этому имени прародину того или иного народа, должен, прежде всего, изучить его язык и историю. Таких учёных в дореволюционной России было мало, или же они просто пренебрегали народным языком и внутренними законами его развития. Племенное название "мари" не принималось в расчёт, хотя еще в XVIII веке петербургский этнограф путешественник И.Г. Георги (1729-1802) первым заявил: "Собственное имя - черемис - мари (мужчина), а чуваш - курык мари (горные мари)".
Наша наука обязана исправить запутанный вопрос о племенном названии марийцев. Первую такую попытку я и предпринимаю.
Что о нашем названии говорит история?
Одно из первых известий о племени "черемис" относится примерно к 960 году. Хазарский каган Иосиф в письме к Хоздан-ибн-Шанруту, исполнявшему должность министра финансов при испанском халифе Абдурахмане III, сообщает, что каган живёт при реке Итиль (Волга), и в числе данников, кроме Бурта, Булгар, Сувар, Арису, имеет ЦАРМИС (ЧЕРЕМИСОВ). Но еще раньше Эрманарих, король остготов, возглавлявший в IV веке племенной союз в Северном Причерноморье и погибший в 375 году, среди своих подданных наряду с Чиудас, Меренс, Морденс, называет и Ремнисанс (Черемисов).
И только летописец XI века Нестор нарекает племя мари так, как оно вошло в русские летописи, именно "Черемиси", которые "седят на оце [Оке] реке" как данники Руси. Все позднейшие летописи именуют мари черемисами, наделяя их при этом всякого рода эпитетами.
Иноземные путешественники наших предков подчас называют "черемисскими татарами". Первым в своих "Заметках о чуди, лопарях, самоедах и черемисах" (1618-20) это сделал англичанин Ричард Джемс. Спустя двадцать лет ему вторит немец Адам Олеарий.
Причина, видимо, в том, что до 1552 года марийцы были в составе Казанского царства. И учёные, останавливаясь в этих краях проездом, за краткостью пребывания не вникали основательно ни в язык, ни в быт мари, а потому им чудилось, будто марийцы те же татары или родственное татарам племя.
Ошибались не только летописцы и путешественники. Финский этнограф М. Кастрен (1813-52) в своей первой грамматике марийского языка наименование "мари" переделал на финский лад – "маара". Его ошибку в 1877 году воспроизвёл русский историк Г. Перетяткович, утверждая, будто "черемисы до сих пор называют себя "мара".
О том, где наша прародина
Теперь остановлюсь на вопросах о племенной принадлежности марийцев и на том, как решался вопрос о нашей прародине с использованием племенного названия.
На основании языка и других исторических данных наука относит наш народ к финно-угорскому племени. Но когда говорят об исторических связях мари, мордвы, карел, удмуртов, коми, хантов и манси с собственно финнами и мадьярами-венграми, то имеют в виду лишь период до Х века, когда шло образование этих племён.
Исторические связи поволжских и приуральских финно-угров с финнами и мадьярами порваны десять с лишним веков назад, когда они ещё окончательно не оформились в прочные племенные образования. "Это ясно из того, что финно-угорские языки, имеющие широкую общую родовую терминологию (название родства и т. д.), не обнаруживают ни единого общего термина племенной жизни", – поясняет советский языковед Д.В. Бубрих.
Глубокие исторические связи мари-черемис, мордвы-эрзя, мокши, удмуртов-вотяков, коми-зырян и т. д. с восточно-славянскими племенами, а затем и с Русским государством вполне реальны, ибо эти связи наложили свой отпечаток не только на материальной и духовной культуре этих народов, но и в антропологическом типе. В частности, определённо можно сказать, что марийское племя окончательно сформировалось как особая этническая организация уже в славянский период, и развивалась она в тесном историческом взаимодействии с русским народом в течение десяти веков. Марийцы как народ сформировались уже в рамках русской государственности.
Мари и меря - близнецы-братья?
До сих пор остаётся не решённым вопрос о родстве мари и меря, и с этим вопросом связана проблема о древнем местожительстве марийцев и об их древних отношениях с русскими племенами.
О родстве меря и мари российские учёные заговорили после первого археологического съезда в Москве в 1869 году и доклада на нём графа А.С. Уварова.
Исследование Уварова "Меряне и их быт по курганным раскопкам" построено на материалах экспедиции (1851-1854), в ходе которой было обследовано 163 территории и разрыто 7729 курганов. "Раскопки были начаты в Суздальском и Владимировском уездах, а оттуда направлены к Переславлю-Залесскому и Ростову с целью определить характер мерянских могил на месте первоначального жительства меря, известного по свидетельству Несторовой летописи", – пишет Уваров.
Основные изыскания шли вокруг Переславского (Плещеева) озера, где было главное местожительство меря.
О том, что племя мари родственно с меря, мнения учёных расходились. По данным Уварова, "Мерю окружали с трех сторон единоплеменные с нею финские народы Мурома, Мордва, Черемисы и Весь; с одной только западной стороны граничили с нею племена чуждой народности, а именно Славяне, Кривичи и Вятичи". И с этим никто не спорит. Но признать прямо, что мари, меря, а также мордва представляли некогда один родоплеменной союз, и только позже, примерно в VIII-IX в.в., мари и мордва выделились как особые племена, никто до сих пор не решается.
Наукой не решён и вопрос, куда делась меря. С начала X века ни в одном документе упоминаний об этом племени нет. Отсюда и масса гипотез. Иные учёные, не утруждая себя размышлениями, отвечают: меря представляет собой племя славянское (Ходаковский). Или что меря растворилась в славянах (Корсаков, 1872).
Другие учёные убеждены, что меря снялась со своего места и в начале X века перекочевала в Панонию, на средний Дунай, где вместе с уграми образовала Венгрию – великое Югорское государство. Этой идеи придерживался россиянин Д. Европеус (1868). В свою очередь, П. Шестаков в работе "Родственна ли меря с вогулами" (1873) уверяет, что "тождеством Мещеры и Меря с Мадьярами и Уграми и совместным их уходом в Панонию объясняется внезапное исчезновение племени меря: в начале Х века имя "меря" в смысле этнографического термина исчезает. Не могла же она так скоро претвориться в русский элемент".
Немало и тех, кто убеждён, будто летописная меря никуда не ушла, что ее надо видеть в мари. Этого придерживались ученые М. Кастрен, С. Кузнецов, Т. Семёнов и др. Есть точка зрения, что меря это мордва.
Во всех этих диаметрально противоположных и чаще голословных заявлениях нельзя не видеть борьбу различных научных и политических направлений. Впрочем, советские учёные пока тоже не дали точный ответ.
(Продолжение следует).
Текст к публикации подготовил Вячеслав ЧЕТКАРЕВ.
(См. оригинал: Племенные названия марийцев // Ученые записки МарНИИ. Вып. 5. Йошкар-Ола, 1953. Стр. 107-132).