(Продолжение. Начало в № 37, 38, 40)
Впрочем, исторические факты свидетельствуют, что марийское племя действительно вплоть до XVI века проявляло свою воинственность. Не исключено, по этой же причине чуваши, непосредственные соседи марийцев, назвали марийское племя "сярмыш", а татары "сирмыш".
Чувашское название марийцев "сярмыш" является, вероятно, позднейшим, чем летописное название "цармыс", ибо чувашский народ вкладывает в это слово значение "воинственный". Бой, война по-чувашски именуется "сяр" (на марийском "сар"), а мыс – человек, люди. Иначе – "воинственные люди" или "воинственный человек". Многие учёные (Васильев, Смирнов и др.) слово "сярмыс" выводят из русского названия "черемис". Может, это и так, но чуваши изменили его на свой лад, там слово совпало по фонетике с племенным чувашским словом "война" – "сяр". Таким образом, чувашский термин "сярмыс" не объясняет происхождение русского названия "черемис", поскольку он древнее чувашского на 4-6 веков.
Термин "сярмыс" есть самостоятельный чувашский, он вошёл в речь чувашей единовременно, когда это племя сложилось на Волге по соседству с мари. И совсем не случайно отсюда и горные, и луговые марийцы окрестили верховых чувашей своим именем "кукмары". Полное наименование "курык мары" означает горные марийцы или горные люди. Позже собственно горные марийцы стали называть чувашей "суасла мары", в переводе – мари или, вернее, марийцы – на татарский лад, короче – марийские татары. Горные марийцы сами себя называют "кырык мары", луговые – "курык мари", что означает "горные мари". Однако, чтобы не было смешения двух племён в одном названии, марийцы горные стали называть чувашей сокращённо "кукмары", луговые – "кукмари".
Татары для названия племени мари имеют термин "чирмыш". Корень этого слова связан также со словом "чурек" или "чирек" – войско, военный отряд.
Если взглянуть на прошлую историю отношений татар и мари, то можно полностью согласиться с этим пониманием племенного названия, увязанного генетически с войной и военным отрядом. Марийцы, особенно луговые, в бытность под властью Казанского царства выставляли большие отряды конных и пеших воинов хану, причём считались не менее воинственными, чем сами татары. Тем не менее, исходя из особенностей татарского языка, можно вывести, что слово "чирмыш" есть самостоятельный татарский перевод старинного марийского племенного названия "чимари". Безусловно, звуковое соответствие русского названия "черемис" с татарским "чирмыш" стало основанием для прочного усвоения этого имени татарским народом.
Таким образом, наши соседи татары и чуваши племенное название черемис связывают с конкретным историческим фактом, то есть с былой воинственностью марийского племени.
"ЧЕРЕМИС" И "КЕРЕМЕТ". ЧТО БЫЛО ВНАЧАЛЕ?
С такой интерпретацией термина черемис можно и согласиться. Но не соглашусь с сугубо "научным" его разъяснением академика Н.Я. Марра (1864-1934). Анализируя слово "черемис" при помощи пресловутых своих четырёх элементов Сал, Бер, Йон и Рож, учёный вознёс данное племенное название куда-то на небо и связал его с тотемными божествами. Его основной тезис гласит: "Всякое племенное название восходит к наименованию первичной производственной социальной группировки, её же тотему, который затем становится предметом культа, определённой конкретной святыней или конкретным божеством, впоследствии общим понятием "бог". "Черемис" лишь разновидность "керемета"".
По Марру выходит, будто керемет являлся древним божеством марийцев, а его двойником, по их же представлению, являлось само марийское племя под названием "черемис". Получается, что термин "керемет" древнее термина "черемис". И выходит, что марийцы вначале создали племенное божество, назвав его кереметом, и лишь потом осознали себя единым племенем под перефразированным от слова "керемет" названием "черемис". Это сугубо идеалистическое толкование Марра не может быть принято наукой за истину, ибо в значении этих двух терминов нет никакого тождества.
Больше того, Марр, увлекшись своим анализом, не принял в расчёт хронологию. Он не задался вопросом: а когда же именно могло проникнуть к марийцам это тюркское олово "хирямат" (керемет), означающее "воскрешение мертвых". Это слово связано с исламом и не могло появиться раньше, чем сам ислам стал официальной религией. А религией в Булгарском царстве он стал в 922 году при царе Айдар-хане.
Напомню, Булгарское царство было разноплеменным. В него входили марийцы, чуваши, татары, мордва и удмурты. По поводу Айдар-хана П. Шестаков в статье "Кто были древние Булгары" (1884) пишет: "По свидетельству арабских писателей в то время, когда пришёл в Булгарию посланник Магомета, Булгарским царём был Айдар-хан из черемис". Трудно сказать, кто был этот Айдар – мариец или чуваш. Ведь чуваши до 1522 года по летописям именовались тоже черемисами. В существовании же самого царя не может быть сомнений, он был сыном Туки и царствовал 50 лет. Его имя есть в таблице эмиров Булгарии, составленной Б. Грековым и Н. Калининым (1948).
Теперь о том, почему термин "керемет" нельзя отождествлять с племенным названием "черемис".
Во-первых, керемет имеется и у чуваш. А у марийцев этот полубог очень многозначен. Чаще всего под "кереметом" у нас понимается племенной герой Кугурак, он же Чумбулат или Немде курык кугыза, в переводе Старик Немдинской горы. Иногда его называют просто Старший, Старейший. Или еще – Старик Кукарской горы, то есть горы под городом Кукарка, ныне Советском.
Об этом герое русский писатель Телешев записал легенду под названием "Живой камень". Со временем в языческих верованиях марийцев этот мифический герой превратился в старшего начальника над злыми духами, коих насчитывается около семнадцати. У восточных и горных марийцев "кереметом" также именовалась роща, где приносили жертвы языческим богам, в том числе самому Чумбулату, пиамбару, шырту, витьызе и т. д.
Объяснение образа Керемета и отношение к нему у марийцев было сложным и не везде одинаковым. Вначале был создан легендарный образ племенного героя Кугурака – Чумбулата, защитника от иноплеменного угнетения. Затем, по мере консолидации марийского племени в народность, он превращается в предводителя над злыми демонами, которые, якобы, насылали на людей болезни.
Марийцы Башкирии Кугурака называли иногда Младший брат Бога. Путешественник Адам Олеарий в XVII веке назвал его просто чёртом, а Немдинскую гору – резиденцией чёрта. Олеарий сведения о герое Чумбулате получил в Казани от одного марийца, который рассказал ему, что марийцы молятся Матери земли, солнца, луны и т. д., и он же, вероятно, сообщил, что у марийцев есть низшие духи во главе с Кугураком, посылающим болезни.
Вообще мариец молился раньше лишь во времена стихийных бедствий, болезни семьи и скотины. А когда его жизнь налаживалась, он своих Богов забывал и даже поносил их. Так, марийцы Сернурского, Казанского, Ново-Торъяльского и других наших районов слово "керемет" употребляют как ругательное, используя его при случае как русское слово "чёрт". Но бывало и так, что старые люди останавливали человека, употребившего в перебранке слово "керемет" таким выражением: "Молан тынар шереметшым ситарет?" – "Зачем так часто повторяешь (поминаешь) шеремета?". Здесь изменённое слово "шеремет", или "шемерет", использовалось как синоним.
Выражением "тый керемет улат" ("ты есть керемет") мариец хотел глубоко задеть кого-то в горячей перебранке. И это значит, что керемет у марийцев не является собственным именем божества. Поэтому мариец и в древности молился не керемету, а конкретным легендарным героям – богам Кугураку, Чумбулату, Акпатыру и т. д.
Значит, заключаю я, термин "керемет" проник к марийцам поздно, и вошёл в словарный фонд нашего языка для обозначения не племенного героя, а некоего духа вообще, который может быть как злым, так и добрым. Этот термин проник под влиянием соседей татар, и по настоящее время ничего конкретного в понятиях марий не обозначает. Слово "керемет" так же чуждо марийцам, как и племенное название "черемис", и между ними нет ничего общего, ни в их значении, ни в звуковом составе. Поэтому всякие псевдонаучные рассуждения Н.Я. Марра о тождестве Керемет – Черемис должны быть отброшены как чистейшая фикция.
ЕСТЬ ЛИ В ИМЕНИ МАРИ СЕРЕБРО?
В той же лекции в Йошкар-Оле в августе 1929 года Н.Я. Марр породил ещё один миф, который и по сей день многим у нас не даёт покоя. Я имею в виду попытку академика объяснить племенное название "черемис" эпитетом "серебряный".
Миф возник не на пустом основании. Повод Марру дало летописное известие о том, что марийцы и чуваши называют себя иногда "серебряными булгарами". Этот исторический факт Марр подверг опять-таки элементному анализу. Слово "серебряный" он вывел из племенного названия черемис.
"Серебряные булгары", когда речь идёт о севере, это болгары черемисские или также чувашские", – заявил Марр. Название "серебряные" возникло, по его мнению, из имени – тотема, который первоначально означал "небо", "солнце", "дитя неба".
"Черемис или сьармес так же означало "солнце", – настаивает Марр. – Буквально "небо" (чере, сьар), "дитя" (мис, мес). Прекрасно осведомлённые касательно сохранившихся у них в быту ещё другого его значения, именно "серебра", местные люди и могли дать русским основание прозвать "солнечных болгар", "болгар детей солнца" или "болгар-черемисов" – "серебряными"".
Нет нужды доказывать, что, разъясняя так эпитет "серебряные", Марр уводит нас далеко от исторической основы вопроса.
(Продолжение следует).