Служба движения Минераловодского центра организации воздушного движения была основана в послевоенные годы. Анатолий Можджер отработал авиадиспетчером в ней 50 лет подряд. И продолжает работать сейчас – передает свои знания молодежи как инструктор.
Безопасно, эффективно и упорядоченно
Рабочий день авиадиспетчера начинается с осмотра в медсанчасти: медицинские специалисты меряют температуру, пульс и давление (стоит отметить, что эта практика введена задолго до нынешних эпидемических условий). Затем авиадиспетчер проходит на свое рабочее место. Здесь пульт, на котором видна вся радиолокационная картинка воздушного пространства и летного поля. Главная задача авиадиспетчера – чтобы самолеты летели каждый по своей воздушной трассе, на своей высоте.
Несмотря на то, что сейчас самолеты очень хорошо оборудованы, иногда возникает острая необходимость в том, чтобы именно авиадиспетчер помог командиру воздушного судна выйти на посадочную прямую и произвести посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома. Это тяжелая, напряженная работа. Как рассказывает Анатолий Можджер, авиадиспетчер с полувековым стажем, "надо и мозгами шевелить хорошо, и обладать некоторым предвидением". В характеристиках профессии требования к авиадиспетчеру звучат жестко: специалист должен безопасно, эффективно, регулярно и упорядоченно управлять движением воздушных судов.
Трудовой путь прошел полностью
Анатолий Иванович Можджер посвятил работе в службе движения минераловодского аэропорта всю свою жизнь! Анатолий родился 5 ноября 1945 г. в Прохладном. Редкая фамилия с тремя согласными подряд досталась, скорее всего, от польских предков: в переводе с польского существительное mozdzierz – ступка. Когда пареньку было 15 лет, семья переехала в Минеральные Воды: перевели по работе маму, она работала на железной дороге.
Из Мин-вод Анатолий ушел в ряды вооруженных сил. Три года служил в Эстонии. Там же он получил первые навыки работы в радиолокационной службе.
Отслужив, пошел по этой же линии – сначала работал радиотехником на радиолокационной станции аэропорта. Затем Анатолий отучился в Ростове на курсах подготовки авиадиспетчеров. Получил свидетельство и стал работать уже в службе движения. Прошел трудовой путь полностью: начинал с рядового авиадиспетчера, затем был назначен старшим авиадиспетчером, работал руководителем полетов и наконец возглавил службу движения.
Многолетняя безупречная работа
За годы работы не раз приходилось сталкиваться с самыми непростыми и стрессовыми ситуациями. В свое время Анатолий Иванович участвовал в разработке трасс на Турцию. Во время реконструкции аэропорта принимал новое оборудование из Швеции, девять месяцев проходил обучение в этой стране. Когда аэропорт получил оборудование из Испании, Можджер участвовал и в разработке, и в сборке, и в установке. Его смена пришлась на тот жуткий день в 90-е годы, когда группа террористов пыталась захватить воздушное судно в аэропорту Минеральные Воды.
За время работы в службе движения Анатолий Можджер неоднократно поощрялся руководством предприятия за рационализаторские предложения по улучшению работы службы движения и аэродрома Минеральные Воды: за безаварийную работу при управлении воздушным движением награжден нагрудным знаком отличия "За безаварийное УВД". За освоение и внедрение в эксплуатацию автоматизированной системы управления воздушным движением "Теркас" награждён нагрудным знаком "Отличник Аэрофлота". За многолетнюю, безупречную работу награжден орденом "Трудового Красного Знамени".
… С возрастом Анатолий Иванович, его собственными словами, уступил дорогу молодым: уже 10 лет он работает старшим инструктором диспетчерского тренажера. Вместе с супругой Людмилой вырастили и воспитали двух детей. В семье Можджер - четверо внуков, подрастают уже и правнуки!